|
|
|
|
История быстрого чтения. Материал
из книги "Учебник быстрого чтения"
Поиск тайны быстрого чтения привел к неожиданному результату : оказывается, главное не глаз, а мозг.
Припомните, пожалуйста, каким методом учили читать лично вас. Был ли это звуковой метод, метод "смотри и говори" или же сочетание обоих?
Метод "смотри и говори"
Метод "смотри и говори" также опирается на словесный (вербальный ответ). Ребенку показывают картинку (например, кота), на которой ниже изображенного на ней объекта отчетливо напечатано его название, в данном случае кот. Учитель просит ребенка дать правильный ответ. Если он оказывается ошибочным (например, "тигр"), ребенка постепенно наводят на верный ответ, после чего переходят к очередному слову. По достижении надлежащего уровня беглости
малыш оказывается на уровне, близком к тому, которого достиг ребенок, обучавшийся звуковым методом: он умеет читать, продолжая артикулировать; а после этого ему велят читать молча.
То же самое можно сказать и о чтении. Когда-то нас бросили в одиночестве на полу, а сейчас пришло время научиться ходить, бегать и танцевать.
ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ
Быстрое чтение возникло в начале XX столетия, когда издательский бум обрушил на читателей такое огромное число публикаций, что человек, читающий в нормальном темпе, оказался просто не в состоянии совладать с ними. Самые первые курсы по обучению быстрому чтению базировались на информации, поступавшей из довольно неожиданного источника - от Королевских военно-воздушных сил Великобритании.
Во время первой мировой войны специалисты обнаружили, что в процессе полета многие из пилотов с трудом умели различать самолеты, которые видели на большом удалении. В условиях борьбы не на жизнь, а на смерть это, бесспорно, являлось серьезным препятствием, и посему специалисты начали искать решение данной проблемы. Они изобрели прибор под названием тахистоскоп, который ненадолго проецировал на большой экран изображения, причем они высвечивались с разным, хотя и неизменно коротким интервалом и на различное время. Начали с довольно больших снимков своих и вражеских самолетов и с длительного времени их показа на экране. Затем это время постепенно сокращали, одновременно уменьшая размеры объекта и меняя угол наблюдения за ним. С крайним изумлением исследователи обнаружили, что благодаря такому тренингу средний человек оказывался в состояний различать разные марки самолетов, которые на экране выглядели совеем маленьким пятнышком и проецировались на экран всего лишь одну пятисотую долю секунды.
Отсюда был сделан вывод, что раз глаза в состоянии фиксировать объекты со столь неправдоподобной скоростью, то, наверняка, можно значительно увеличить и скорость чтения. Пользуясь в точности тем же самым приспособлением, ученые начали с того, что в течение пяти секунд высвечивали на экране одно слово, набранное крупным шрифтом; затем по* степенно уменьшали размер букв и сокращали время проекции. В конечном итоге на экран в течение одной пятисотой доли секунды одновременно проецировали четыре слова, а наблюдатели по-прежнему были в состоянии прочесть их.
Следствием этих открытий стало то, что большинство курсов быстрого чтения опиралось на проецирование карточек с надписями или та применение все того же тахистоскопа (данный метод известен также под названием тренинга с неподвижным экраном).
В среднем скорость чтения повышалась при этом с 200 до 400 слов в минуту. Поначалу это звучало фантастически: ведь темп чтения удвоился? Не отдавая себе в этом отчета, сторонники метода применения тахистоскопа продолжали свою деятельность. В их подходе прогресс учащихся измерялся обычно с помощью графика, разбитого с интервалом 10 от 100 до 400 слов в минуту. Регулярно тренируясь, большинство учащихся могли поднять свою среднюю скорость чтения с 260 до 400 слов в минуту, что в точности равняется разнице между учеником начальной школы и аспирантом высшего учебного заведения, как это было указано ранее.
Большинство из них говорили, что вскоре после окончания учебных курсов их скорость чтения вновь упала до предшествующего уровня. Это, в свою очередь, напоминает возвращение типичного взрослого человека к первоначальному темпу чтения (см. рис. 1 и текст, комментирующий его).
Вступление в XXI век: мозговое чтение
Это достойное внимания высказывание является фундаментом совершенно нового подхода к вопросу быстрого чтения.
СЕГОДНЯШНИЕ МИРОВЫЕ РЕКОРДСМЕНЫ
На нынешнем этапе темп чтения лиц, с которыми Вы сейчас познакомитесь, может показаться ошеломляющим и абсолютно недостижимым. Однако к тому моменту, когда вы окончите читать эту книгу, вас будет одолевать желание догнать и перегнать их! Тесты скорости опираются, главным образом, на чтение романов. Нужно прочитать весь роман так быстро, как это только возможно, а затем выступить с речью, обращенной к тем, кто уже хорошо знаком с этим произведением. Это выступление должно содержать осмысленный комментарий по поводу всех перечисленных ниже вопросов: главные герои романа, обстановка, фабула, философия автора, степень символичности, уровень языка, литературный стиль, метафоры, темы и идейный замысел, исторический контекст.
1. СинАдам США 3850
Ваши возможности повысить собственную скорость чтения по меньшей мере в два раза по сравнению с нынешним темпом, а в перспективе - и до 1000 слов в минуту ничем не отличаются от тех, которыми располагал в свое время каждый из десятки сегодняшних мировых лидеров. Каждый из них был когда-то, как и вы, недоволен своим нормальным темпом чтения и решил потратить время и усилия на развитие этого самого полезного из человеческих умений. "Учебник быстрого чтения" дает вам идеальную возможность пойти по следам чемпионов!
1. За менее чем 5 минут быстро просмотрите все, что вы до сих пор прочитали в этой книге.
Вы уже знаете уровень, на котором сейчас находитесь, и познакомились с историей быстрого чтения, поэтому готовы глубоко разобраться в определении той области, в которой вам вскоре предстоит стать большим специалистом. |
|
© Copyright 2004 -
Копирование материалов настоятельно рекомендуется!
|