|
|
|
Перед
лицом моих товарищей, торжественно
клянусь!
Автор: Владимир
Ефимов
Обрядами инициации культурологи называют разнообразные ритуалы посвящения.
Чаще всего это посвящение мальчиков в мужчины, или соответственно девочек в
женщины. У диких племен они тесно связаны с легендами о происхождении мира,
и мифологическая их идея так или иначе связана с образом сакральной смерти
и последующего возрождения. Например, соплеменники, наряженные духами
предков, хватают неофита и покрывают его тело множеством порезов. Потом они
возвращаются уже без костюмов, и обрабатывают раны. Оставшиеся шрамы служат
свидетельством полноценности мужчины в племени.
Свидетельством полноценности мужчины в племени.
Мы с вами тоже частенько сталкиваемся, а то и подвергаемся обрядам
инициации, хотя, конечно, не так часто, как в доперестроечные
времена. Поскольку у этих ритуалов древнейшая мифологическая основа, они
оказывают очень сильное воздействие на подсознание, и часто используются
как один из способов "промывания мозгов". Полезно знать элементы, из
которых составляется инициация, чтобы иметь возможность противостоять
психологическому давлению, если вам случится подвергнуться ему помимо своей
воли.
•
Смена имени. Впервые ребенок сталкивается с этим, когда идет в
первый класс. До этого его звали "Вовочка", а теперь он стал
"Сидоров". Оказавшись в армии, он будет называться "рядовой
Сидоров". Многие религии дают духовные имена (при крещении, при
постриге в монахи). Девушки меняют фамилию при вступлении в брак.
•
Одежда. Военная форма и монашеская ряса, пионерский галстук и
желтый балахон кришнаита служат наглядным выражением того, что
отныне ты другой человек. В наиболее жестких вариантах обряд
посвящения включает в себя раздевание до гола. Новобранец,
которому приходится стоять обнаженным в очереди на помывку,
понимает, что вместе с гражданской одеждой он расстается и с
прежней жизнью. И он чувствует себя новорожденным, рожденным для
новой жизни.
•
Ритуальная трапеза. Мы привыкли отмечать застольем любое важное
событие, но при обряде инициации еда имеет особое значение.
Демострируется, что став полноценным человеком ты теперь можешь
есть полноценную пищу. Сюда относится и церковное причастие, и
обычай круговой чаши.
•
Нанесение несмываемых знаков на тело. В наше время такая манера
все более признается варварской. Люди слишком ценят свое тело, и,
к тому же, хотят оставить себе дорогу к отступлению. Остались
только наколки уголовников и проколы ушей у модниц. Во многих
закрытых группах, тем не менее татуировки до сих пор приняты.
Например, бойцы, решившие остаться на всю жизнь во французском
иностранном легионе делают татуировку "Великий неизвестный".
Тесно связан с предыдущим элементом обычай отдавать при
посвящении частицу своего тела - каплю крови, прядь волос а то и
кусочек кожи. Когда-то японские самураи скрепляли присягу
отрезанной подушечкой пальца. Теперь же сохранился обычай
обрезания в восточных религиях и пострига у христиан.
•
Испытание. Иногда приходится подтверждать свое соответствие
высокому званию. Модный парке Горького аттракцион - прыжки но
упругом тросе - восходит к ритуалу одного островного племени.
Каждый юноша при посвящении в мужчины должен был доказать, что он
способен повторить прыжок легендарной красавицы, сбежавшей таким
образом от чересчур настойчивого поклонника.
•
Клятва. Мы все еще верим словам. От торжественной президентской
присяги до простого "Да" в ЗАГСе, клятва "вбивает" в подсознание
обязанности, которые возлагаются на посвящаемого. И если мы
нарушаем ее, она начинает оттуда, из подсознания, свою
разрушительную работу.
В заключение хотелось бы напомнить о клятве, слова из которой вынесены в
заголовок. Многие из нас до сих пор помнят ее, хотя бы частями. И
практически никто ей следует. Даже для тех, кто в свое время отнесся к
вступлению в пионеры, как к формальному мероприятию, такая ситуация не
полезна в психологическом плане. Подсознательно нарушаемая постоянно клятва
является дополнительным фактором расшатывающим психику, а ведь их и так
хватает. И пионерская и комсомольская организация сейчас продолжают
существовать. Если бы их руководители нашли в себе достаточно мужества и
гуманизма, они могли бы официально освободить от этой клятвы всех, кто не
считает нужным ей следовать в новых условиях. Они бы доказали этим свою
заботу о нашем благополучии и серьезность своего отношения к своим клятвам.
Вернуться
к разделу "Статьи по психологии"
|