|
|
|
|
Достижение контроля над движениями глаз с целью повысить скорость и понимание. Материал
из книги "Учебник быстрого чтения"
Ваши глаза - это самый поразительный оптический инструмент, известный человечеству. Сравнения с ними не выдерживают даже самые совершенные телескопы и микроскопы, которые ведут наблюдение за макро- и микрокосмосом. Важно постичь природу этого чудесного инструмента, а затем на этой основе управлять глазами и использовать их с необычайной выгодой для себя.
В этой главе мы откроем несколько необычайных факторов, касающихся ваших глаз; вы узнаете, как на самом деле движутся ваши глаза в процессе чтения, и в общих чертах познакомитесь с пятью новыми способами немедленного увеличения скорости чтения и степени понимания.
Ваши глаза - одно из чудес света! Обратите внимание на следующие удивительные факты:
Уже давно известно, что наши зрачки мевдюг размер а зависимости от интенсивности освещения и
удаленности
объекта. Чем ярче свет и чем ближе объект, тем меньше
диаметр
зрачка; Западные ученые недавно установили, что eго величина варьируется также под воздействием эмоций; и при столкновении со зрелищем, которое представляет для вас особый интерес (например, вы видите привлекательную личность противоположного пола), ваши зрачки автоматически: расширяются. Такие изменения размера невелики, однако при тщательном наблюдении их можно зафиксировать. Китайские торговцы нефритом осознавали этот феномен уже много веков назад. Показывая разные товары клиенту продавец особенно внимательно присматривался к глазам покупателя, ожидая, когда у того расширятся зрачки. Заметив это, купец обретая уверенность, что клиент у него "на крючке", после чей" называл соответственную цену.
Глаза на затылке Невероятно сложные изображения, которые расшифрованы фоторецепторами света, находящимися в сетчатке глаза, пересылаются по зрительному нерву (см. цветную вставку I) и поступают в область вашего мозга, отвечающую за зрение, - его затылочную долю. Парадоксально, но эта часть мозга находится не сразу же за глазами, а в задней части головы.
Цветная вставка I. Человеческий глаз в разрезе
Ничего удивительного, что про исключительно наблюдательного человека говорят так: у него (у нее) глаза на затылке!
КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ЧИТАЮТ ВАШИ ГЛАЗА? Ответ таков: глаза совершают небольшие и вполне регулярные "скачки". Каждый из них переводит глаза от одной точки фиксации (или, иначе говоря, приостановки) к следующей такой точке, причем обычно эти прыжки составляют чуть больше одного слова. Итак, можно сказать, что глаза отнюдь не совершают плавного перемещения по странице. Вместо этого они движутся маленькими прыжками слева направо, делая краткие паузы, чтобы усвоить одно или два слова прежде, чем возобновить движение и повторить весь указанный процесс (см. рис. 4а).
На рис. 46 показаны движения глаз того, кто читает очень плохо. Этот человек совершает примерно в два раза больше пауз или приостановок (или фиксаций, как они часто называются), нежели это необходимо для хорошего понимания текста. Причиной дополнительных пауз является то, что слабый читатель часто перечитывает слова заново, иногда возвращаясь назад на целых три позиции с целью убедиться, правильно ли он понял прочитанное. Такая привычка к отскакиваниям (чуть ли не рефлекторному возвращению к словам, которые были только что прочитаны) и к регрессии (сознательному возврату читателя к словам, которые, как ему кажется, он пропустил или неверно понял) приводит к тому, что плохой читатель совершает большое количество приостановок. Научные исследования показали, что когда читающим не позволялось делать отскакивания или регрессии, в 80 случаях из 100 участники экспериментов обнаружили, что их глаза ничуть не хуже улавливают информацию, которую они успешно усваивали по мере прочтения нескольких следующих отрезков текста. Умелый читатель очень редко позволяет себе такие совершенно ненужные повторы, которые как раз и способствуют резкому снижению скорости у того, кто читает плохо. Если принять, что каждое отскакивание или регрессия занимают, грубо говоря, около секунды, а в строке совершается немного - всего два - таких возврата, то на странице среднего размера, содержащей 40 строк, тратится впустую около 1 минуты и 20 секунд. В случае нормальной книга толщиной в 300 страниц получается минута 20 секунд х 300 страниц = 400 минут -6 2/3 часа дополнительного холостого времени, растраченного на прочтение (но не на понимание).
Рис. 4в показывает, что хороший или быстрый читатель не совершая отскакиваний и регрессий, делает, помимо этого, более длинные "прыжки" по тексту. Между очередными приостановками он также усваивает "е одно слово, а три, четыре или пять.
Если мы примем пока, что каждая приостановка занимает одинаковое время, скажем, в среднем где-то около полусекунды, то обнаруживается любопытная картина. В случае нормальной строки, содержащей в среднем 12 слов, неподготовленный читатель, приостанавливаясь после каждого слова и сделав два отскакивания или регрессии, потратит на прочтение этой строки 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 +1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 = 7 секунд, в то время как быстрому читателю, который улавливает три-четыре слова за одну приостановку без всяких отскакиваний и регрессий, понадобиться всего 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 = 2 секунды. Умелый, быстрый читатель благодаря небольшой корректировке механики движений глаз обгонит своего слабого и медленного оппонента в 3,5 раза. Понимание
"Минутку, - ответите вы. - Мне всегда говорили, что для хорошего понимания я должен читать "медленно и внимательно". Надо думать, увеличение скорости чтения ухудшит по-нимание?" Чтобы проверить это на себе, прочтите следующее предложение именно так, как оно построено, и действуйте, как принято, а именно: "медленно и внимательно", стремясь к максимальному пониманию: Трудно? Разумеется! Ведь ваш мозг не создан для того, чтобы читать в таком катастрофически низком темпе. Читая медленно и внимательно, вы стимулируете мозг читать все медленнее и медленнее, понимать все меньше и меньше и вообще постепенно погружаться в спячку. Теперь взгляните на следующее предложение, причем на сей раз читайте слова именно так, как они сгруппированы:
Недавно было установлено,
что человеческий мозг Вашему мозгу работается гораздо более комфортно на скорости 400 сл./мин. и выше (интересно отметить, что при оценке большинством людей своей скорости чтения темп, в котором они двигают палец по тексту, действительно составляет 400 сл./мин, и более). Таким образом, рост скорости чтения автоматически ведет к росту понимания. Это происходит потому, что информация организуется в осмысленные порции, которые немедленно становятся понятными вашему мозгу.
Возросшая способность понимать, в свою очередь, помогает вам лучше запоминать, поскольку память также опирается на способность мозга организовывать информацию в осмысленные порции. Помимо избавления от этих навыков, есть еще и четвертый важный способ увеличения скорости. Если ваше нормальное время приостановки или, как ее порой именуют, фиксации составляет в среднем одну секунду и вы в состоянии увеличить свою скорость до половины секунды на каждую приостановку (а это должно быть несложно, если припомнить, что глаз способен улавливать информацию за одну пятисотую долю секунды), то вы в итоге удвоите свою скорость чтения. Правило "плюс одно"
Правило "плюс одно" таково: всякий раз, когда вы сознательно стараетесь читать быстрее, ставьте себе цель превысить, по крайней мере, на одно слово в минуту ту максимальную скорость, которой вам до этого удавалось достичь. Тем самым вы не станете вгонять себя в ненужный стресс, но зато окажется, что вы увеличили свой темп на 10 и даже более слов в минуту и, стало быть, легко превзошли поставленную цель. Это приведет в итоге как к росту уверенности в себе, так и к более быстрому и эффективному чтению. РЕЗЮМЕ
1. При чтении ваши глаза совершают приостановки, которые длятся от четверти секунды до полутора секунд. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1. Отказывайтесь от отскакиваний и регрессий. Двигайтесь только вперед. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Закончив изучение главы, посвященной механике перемещения глаз, вы ясно поняли, что благодаря наличию некоторых основополагающих знаний в состоянии добиться необычайного увеличения скорости чтения. Это первая из четырех подобных глав, каждая из которых позволит вам добиться значительного улучшения. Прежде чем перейти к остальным трем главам, важно создать для своих глаз и мозга подходящую обстановку, которая будет способствовать достижению отличных результатов. |
|
© Copyright 2004 -
Копирование материалов настоятельно рекомендуется!
|