Раппорт
"Мы всегда идем
исключительно навстречу своей судьбе,
даже когда направляемся в уборную, на
ходу расстегивая брюки, поскольку
между двумя любыми точками
расположенными на плоскости, можно
провести одну, и только одну прямую, -
господи, какие все-таки жуткие вещи
можно вычитать в обыкновенном учебнике
геометрии, какой уж там Стивен Кинг!"
Макс Фрай, "Мой Рагнарек"
Определение:
Раппорт – это процесс создания и
поддержания комфортного состояния для
обоих (или большего количества)
собеседников.
Этим словом пугают
многих, но не все знают что и как. После
фразы «Установи раппорт» у многих
людей, не знакомых с НЛП, возникает
недоумение. Что это за нафиг, раппорт
такой? – спрашивают они у себя. Фигня
какая-то – решают они после нескольких
минут раздумий и кладут на этот раппорт
с пробором. На самом же деле, раппорт –
это не разновидность армейского
раппорта, это просто создание и
поддержание комфортного состояния для
обоих собеседников во время разговора.
Или просто молчания. Или для группы
людей. Как пример – возьми своего
хорошего друга и вспомни: Тебе с ним
удобно разговаривать? Удобно, конечно.
Вы находитесь в раппорте, только не
осознаете этого. В раппорте создается
особенное состояние – состояние
доверия собеседнику. Состояние
неосознанного доверия. Ты доверяешь
своему собеседнику, и степень доверия
напрямую зависит от качества раппорта.
Теперь поговорим о том,
как устанавливать раппорт. Раппорт
штука тонкая, по щелчку пальцами не
устанавливается. На первых порах
специальная установка раппорта –
весьма кропотливое занятие, требующее
больших усилий. На как говорится – надо,
Федя, надо… Научившись устанавливать
раппорт, и потренировавшись полгодика -
годик, ты будешь ставить его автоматом.
Вернее, ты будешь устанавливать
раппорт, не отдавая себе в этом отчета.
Устанавливать раппорт можно по-разному.
Но основная мысль при установке
раппорта – это то, что ТЫ должен менять
СЕБЯ, а не ожидать этого от твоего
собеседника. Или, говоря на нашем
сленге, ты должен подстраиваться под
своего собеседника. Теперь поговорим о
самих методиках подстройки – их семь.
Четыре методики подстройки
невербальные (не требуют участия
твоего голоса), три – вербальные.
Осваивать эти методики нужно как
всегда – от простого к сложному.
Рассматривайте этот
текст как методическое пособие, а не
всестороннее исследование процесса
подстройки.
Сама по себе подстройка
разделяется на невербальную (без
участия голоса) и вербальную. К
невербальным видам подстройки
относятся подстройка под дыхание, позу,
жесты и мимику. Вербально можно
подстроиться под голос, модальность и
логический уровень. Начнем мы с самого
простого – подстройки под позу.
Методика номер один –
подстройка под позу. (Отзеркаливание).
"Она – Зеркало –
тихо сказал мне Джуффин. – Как и все
дети Лойсо Пондохвы, леди Теххи быстро
становится отражением своего
собеседника. А уж их знаменитый папочка
был наилучшим из зеркал. Самая
сокрушительная разновидность обаяния"
Макс Фрай, "Темная Сторона"
Собственно говоря, а для
чего нужна эта подстройка? Подстройка
дает тебе представление о том, что
происходит у человека внутри, о его
настроении и мыслях. Абсурд? Ни в коем
разе. Все очень просто, и основано на
одной из пресуппозиций НЛП – «Сознание
и тело – одна система». Если ты мне не
веришь – проведи два опыта. Сядь на
стул, согни тело к бедрам, охвати свои
бедра руками и посмотри в пол. А теперь
подумай о чем-то радостном и веселом. А
теперь встань, потянись вверх, подними
руки, улыбнись, посмотри вверх, встань
на носки – и подумай о печальном.
Хреново думается, я знаю. Теперь
подумай над тем, что, подстроившись под
позу другого человека, можно получить
его настроение. Сложно? Ничуть.
Подстройка под позу – самая легкая из
разновидностей подстройки. Подстройка
под позу может быть как прямая (правая
часть тела – к правой части тела), так и
зеркальная (правая часть – левая часть).
Суть подстройки состоит в том, что ты
принимаешь положение тела (позы)
наиболее близкое к положению тела
другого человека. Чем более точно ты
это сделаешь, тем более явная будет
подстройка. Самое интересное в этом
виде подстройки – это то, что
подстраиваться можно с малого, то есть,
например, принять такой же наклон
корпуса и наклон (поворот) головы, и
постепенно приводить вашу подстройку
под идеал.
Методика два –
подстройка под жесты.
Этот вид подстройки
более тонкий, сам по себе применяется
довольно редко. Суть его состоит в том,
чтобы присоединиться (еще один термин,
обозначающий подстройку) к жестам
другого человека, повторяя их. Не надо
акцентироваться на точном копировании,
достаточного общего направления
жестов. Наиболее грамотным будет
применять эту методику в сочетании с
подстройкой под позу и дыхание.
Методика три –
подстройка под мимику.
"Когда она говорила
с Агатой, черты лица удлинялись,
становились тоньше, поворачивалась к
Тимоти – и я уже видел профиль
флорентийского ворона с изящно
изогнутым клювом, а обращалась ко мне –
и в моем воображении вставал образ,
кого бы, вы думали? Самой Екатерины
Великой"
Рэй Дуглас Бредбери, "Электрическое
тело пою"
Мимика – это очень
сложно. Достаточно сказать, что на лице
человека более 100 мышц, каждая из
которых может включаться в любой
момент, создавая самые причудливые
выражения лица. Подстраиваясь под
мимику, вы получаете наиболее полное
представление об эмоциях, переживаемых
сейчас человеком. Подстройка под
мимику – самая, на мой взгляд, сложная
методика подстройки. Достаточно
представить себе, каково подстроиться,
например, под Джима Кэрри.
Методика номер четыре
– подстройка под дыхание
Эта методика –
переходная между невербальной и
вербальной способами подстройки. С
одной стороны, можно дышать и не
говорить, с другой стороны – попробуй
говорить и не дышать. Подстройка под
дыхание включает в себя подстройку под
частоту дыхания, глубину дыхания и
интенсивность. Для подстройки
остаточно дышать похоже на дыхание
другого человека, постепенно калибруя
подстройку и улучшая качество
присоединения. Важной особенностью
этой методики является то, что возможно
применять не только прямую подстройку
под дыхание, но и перекрестную
подстройку, то есть вход-выдох человека
отражать не своим дыханием, а
движениями произвольных частей тела –
например, покачиванием ладонью.
Обычные сложности, которые возникают
при подстройке под дыхание – это
невозможность понять, как именно дышит
человек. Так вот, дыхание человека
можно услышать, можно увидеть зимой пар
от дыхания, или летом – движения
ноздрей. Можно увидеть, как двигается
грудь у женщины или живот у мужчины.
Можно приобнять или положить руку на
плечо, и войти таким образом в ритм.
Вторая проблема – это слишком частое
или, наоборот, слишком медленное
дыхание человека, к которому требуется
присоединиться. Это обходится дыханием
через такт (он два вдоха-выдоха, вы –
один, но в два раза глубже). Иногда имеет
смысл подстраиваться под дыхание
перекрестным методом – так называемое
перекрестное присоединение к дыханию.
Суть его в том, что в такт дыханию
двигать любой другой частью тела –
например, рукой. Это полезно тогда,
когда дыхание другого человека
физиологически для тебя неприемлемо (например,
если твой оппонент – астматик).
Методика номер пять –
подстройка под речь
Это довольно просто,
приблизительно после года практики на
этой методике. Подстройка под речь
включает подстройку под тембр голоса,
скорость речи, глухоту и звонкость
произношения отдельных звуков, и
другие характерные особенности речи
человека, например, употребление
употребляемых этим человеком слов-
паразитов, словесных предикатов, даже
под молчание можно подстроиться.
Методика номер шесть
– подстройка под модальность
Люди бывают разные –
бывают аудиалы, визуалы, кинестетики
и аудиодигиталы. Для всех них
характерно мышление в своей
модальности, и входящую информацию они
воспринимают тоже через свой фильтр.
Логичнее всего говорить с аудиалом на
языке аудиалов, с кинестетиком – на
языке кинестетиков. Определить, к какой
модальности относится человек, южно по
сенсорно - окрашенным словам, движениям
рук, направлению взгляда вдоль
горизонта, темпу речи и сигналам
глазного доступа. Сенсорно окрашенные
слова – это слова, которые принадлежат
к той или иной модальности. Ведь о любом
событии можно рассказывать по-разному:
можно говорить о «Ярких перспективах,
блестящем будущем», можно о «Чувстве
твердой уверенности», и даже можно о «Я
слышу шаги, с которыми двигаются
перемены». Научиться распознавать эти
предикаты относительно легко,
научиться говорить не в своей
модальности – сложнее.
Характерные восприятия
сенсорных каналов для визуала:
Руки вверху, глаза
смотрят относительно вверх, кожа почти
бесцветная, быстрое, высокое дыхание в
плечах, слабый пульс, относительно
громкий голос, быстрая речь.
Характерные восприятия
сенсорных каналов для аудиала:
Руки двигаются вперед и
назад и часто касаются ушей,
равномерное дыхание, одинаковый ритм и
тон голоса
Характерные восприятия
сенсорных каналов для кинестетика:
Рука двигаются ниже
пояса, вес тела находится на правой
ноге, двигаются пальцы рук и ног, глаза
и голова наклонены вправо вниз,
глубокое дыхание, голос глубокий,
медленный.
Методика номер семь –
подстройка под логический уровень.
Логические уровни – это
сложно, и в то же время легко. Уровни
располагаются сверху вниз по системе
1) Окружение (где, когда, с кем?)
2) Поведение (что делаю?)
3) Способности (Как делаю?)
4) Убеждения (Почему и зачем делаю?)
5) Ценности (информация, что важно
для меня?)
6) Идентификация (Кто я?)
7) Надличность (Частью чего я
являюсь?).
В скобках даны наиболее
точно отражающие этот логический
уровень вопросы. Теперь о том, как эти
уровни используются: любую ситуацию
можно описать с помощью любого
логического уровня. Например, простое
лежание на пляже можно описать как «Лежу
на пляже, на берегу Черного моря, около
пос. Витязево на лежаке в пяти метрах на
юг от палатки с пивом», так и «Для меня
очень важно раз в год отдыхать на
курорте». Само собой разумеется, что
для подстройки надо говорить с
человеком о предмете разговора на
одном логическом уровне. Часто
встречаются другие названия этой
методики – «подстройка под ценности,
подстройка под убеждения». Но я считаю
их частным случаем подстройки под
логический уровень. Практически эта
подстрока может выглядеть (быть
озвучена, прочувствована) как "Вам
нравится убивать людей с особой
жестокостью? Мне тоже!"
Присоединение и
ведение
Все, что писано выше,
служит одной цели – вы присоединяетесь
к человеку. Присоединение – великая
сила, но требует громадной практики в
развитии этого опыта. После опыта
присоединения должен быть наработан
опыт ведения человека за собой – но это
делать нужно тогда и только тогда,
когда вы находитесь в хорошем раппорте.
Все, что тебе будет необходимо на
первых порах – это знание того, что
частота дыхания напрямую зависит от
степени возбуждения девушки. Чем чаще
дышит, тем тебе лучшее :-). Добиться
учащения дыхания можно, например,
хорошо присоединившись и постепенно и
плавно ускоряя свое дыхание, не
разрушая раппорта. И потом у тебя будет
полный простор для творческого
создания кинестетического раппорта
первой категории.
Проблемы
Основная проблема при
возникновении подстройки – это
повышенное уделение внимания тому, что
и как человек делает, вместо того, чтобы
его слушать. Это сложно –
подстраиваться и воспринимать его
болтовню, но на первых порах придется
все делать постепенно, пока у тебя не
выработается навык неосознанной
подстройки. Далее ты будешь делать это
сам, не отдавая себе отчета о
подстройке и прочей фигне из этой
статьи.
Дополнительная EXP’a и
все такое.
Поподробнее прочитать о
подстройке, модальностях и всем
остальном непонятным в этом бреде
можно в книгах. Например, бумажных. Или
скачать с ftp://ftp.lover.ru/pub/ – БиГ, "Структура
магии", "Из лягушек в принцы",
Горин "А вы пробовали гипноз?".