Мой подход к работе со сновидениями
сформировался под влиянием многих
психологических течений. Пожалуй,
даже не только
психологических, но и философских, и,
отчасти, эзотерических. Ведь, чтобы
говорить о том, какова цель сновидений и,
как она ими достигается, надо иметь
представление о душевном устройстве
человека.
А в моем случае это
представление носит скорее философско-мистический
характер, чем строго психологический.
Психолог работает со сновидениями,
всегда опираясь на свое представление о
структуре и динамике психики.
Надо сказать, что не
существует правильной теории
сновидений, как не существует в
психологии и правильной
теории личности. Каждый психолог
разрабатывает ее для себя сам, конечно,
основываясь на более фундаментальных
разработках.
У меня тоже к сновидениям свой
собственный подход. Я не говорю, что
придумал что-то новое. Нет, мой вариант
- это солянка из того, что мне
понравилось в чужих подходах и, что
удалось приспособить для себя. Как и
положено, все эксперименты по началу
ставились на самом себе - именно мои
собственные сновидения были
первичным материалом для анализа.
Рассказывать о том, каким мне видится
устройство души, не буду - это предмет
отдельного разговора. Скажу лишь, что, по
моему представлению, психика стремится
к равновесию, и
когда человек чрезмерно развивает или,
наоборот, подавляет какой-то аспект
своей личности, то разными способами
психика стремится вернуть человека на
"путь истинный".
Сновидения -
это первая ласточка. Сначала душа через
сновидения тихонечко подсказывает
человеку, что идет не так в его жизни. А
если человек намеков не понимает, душа
использует более мощное средство -
тревожные сны, а на следующем этапе -
кошмары.
Можно сказать, что цель
сновидения - удержать человека от
впадения в крайности и помочь
реализовать заложенный в него потенциал.
С такой позиции, вполне очевидно, что,
понимая язык своих сновидений, человек
может обойти очень многие мели на своем
пути. Анализом и работой со сновидениями
мы и займемся.
Сновидения я рассматриваю,
как тщательно поставленные спектакли с
глубоким метафорическим смыслом.
Действующие лица и отдельные объекты
таких постановок - это отдельные аспекты
личности, а разыгрываемая ими
драма - это иллюстрация к связям и
взаимоотношениям между этими аспектами,
рассказанная эзоповым языком.
Пользуясь другой
терминологией, можно сказать, что каждый
образ сновидения (персонаж или
пассивный объект) - это метафорическая
персонализация какой-то психической
структуры. То есть, все происходящее в
сновидении - это отображение
происходящих в душе процессов. Поэтому,
я очень осторожно отношусь к "вещим"
снам. Я не говорю, что их не бывает -
бывают, но только редко. Когда во сне мы
видим, допустим, смерть знакомого
человека, это ничего не говорит о
состоянии здоровья того человека и не
предупреждает о надвигающейся беде.
Это может означать,
что, в метафорическом смысле, для нас "умерла",
то есть, утратила значение, какая-то наша
часть или установка, которая изображена
в сновидении в виде знакомого человека.
Ну, или что-то
подобное. Для меня, сон - это обратная
связь со своей душой. Очень эффективная
связь.
Как и любой спектакль,
сновидение имеет свой сценарий -
последовательный динамический сюжет. Во
сне мы видим не статическую картинку, а
события, разворачивающиеся на той или
иной сцене. Как я уже говорил, для
понимания сновидения нам важны, во-первых,
отдельные значимые образы, во-вторых,
динамика и смысловая нагрузка их
взаимоотношений. Я рассматриваю каждое
сновидение, как повествование, у
которого есть завязка, кульминация и
развязка. Кульминация - самое важное, что
происходит во сне; завязка - это
предыстория событий, а развязка - это
последствия, которые, вероятно наступят,
если человек ничего не изменит в своей
жизни. Структура сюжета может быть и
другой, но, так или иначе, изучение и
анализ структуры - это первый
этап при моей работе со сновидением.
Только, узнав структуру сюжета и описав
основные связи между образами
сновидения, можно продолжить работу -
поиск смысловой нагрузки.
Забыл упомянуть важную деталь
- для понимания сновидения очень важны
те эмоции и чувства, которые человек
испытывал во сне и сразу после того, как
проснулся. Эмоции и чувства - гораздо
более важны для понимания
смысла тех или иных образов сновидения,
чем их визуальное изображение. Например,
совершенно жуткого вида чудовище, при
всем при том может вызывать чувство
спокойствия и безопасности, а, безобидно
выглядящая
телефонная трубка, вызывать панический
ужас. Поэтому говорить о сновидении, не
обращая внимания на испытанные
человеком чувства, - это трата времени.
Возьмем для примера такой
сюжет: девушке снится, что она находится
в центре огромного города; вокруг много
людей; в какой-то момент она поднимает
голову и видит, что в небе висит
прекрасный белоснежный дворец; она
испытывает радостные чувства,
восхищается этим дворцом; потом она
поворачивается к людям, которые
находятся рядом и пытается привлечь их
внимание к этому дворцу, поскольку никто
на него не обращает внимания; люди
реагируют прохладно и в тот момент,
когда девушка снова смотрит на дворец,
она видит на его месте скучное желтое
здание; дворец исчез; девушка испытывает
разочарование и опустошение.
Сначала рассмотрим структуру
сюжета. Девушка видит, что-то прекрасное
волшебное воодушевляющее, потом по
какой-то причине она хочет привлечь
внимание окружающих, а, когда ей это
удается, видение сменяется на что-то
малопривлекательное. Еще короче - есть
положительный образ, девушка совершает
действие, образ
сменяется на нейтральный. Завязка -
большой город, дворец в небе,
воодушевление, кульминация - попытка
привлечь внимание и трансформация
дворца в простой дом, развязка -
разочарование и опустошение.
Проделав такую работу, мы уже
прошли половину пути к пониманию
послания, которое душа хочет донести до
сознания. Во многих случаях, можно
остановиться на этом этапе, поскольку
дальше все становится очевидным. С нашим
примером тоже можно сделать некоторые
выводы - девушка совершает ошибку, желая
поделиться своим видением с людьми. Она
хочет, чтобы все вокруг радовались и
восхищались так же, как она (материал для
дальнейшего анализа). А, передав свое
видение посторонним людям, она вдруг
обнаруживает потерю его ценности.
Когда она пытается
рассказать всему миру о том, что видит у
себя в душе, она растрачивает энергию. Ее
ошибка в желании поделиться, в неумении
довольствоваться единоличным
переживанием своего видения. Вместо
того чтобы отдаться ему полностью, она
бросается к людям с восклицанием - "Смотрите!
Смотрите!", а в результате, ни люди не
видят ничего особенного, ни она сама. И
приходит разочарование и опустошение.
Кратко можно сказать, что, вероятно,
девушка в жизни пытается донести до
окружающих ее людей свои внутренние
переживания и образы,
а, проделав это, она обесценивает их для
себя и утрачивает с ними связь. Пытаясь
словами выразить невыразимое, человек
тратит силы и теряет то, что он пытается
выразить. То, что казалось важным и
волшебным
(дворец), после попыток объяснить и
передать это другим, превращается в
пустую бессмыслицу (простой дом).
Оговорка - в данной
трактовке сделано допущение, что люди из
сновидения соответствуют реальным,
пусть не конкретным, людям. Может быть и
другой вариант - люди могут указывать,
скажем, на общественное мнение, в глазах
которого девушка и пытается "оправдать"
ценность своего видения. Чтобы
определиться более точно, нужно
учитывать жизненный контекст сновидицы.
На многие вопросы можно ответить, просто
зная, какую жизнь ведет человек, чем
занимается и, что с ним вообще в данный
момент происходит.
Однако надо учитывать, что
далеко не всегда сюжет разбирается так
просто. Чаще, без дополнительной работы
над отдельными образами к пониманию
сновидения прийти не получается. Кстати,
вполне надежным критерием правильной
трактовки сновидения может быть реакция
сновидца на сделанные выводы. Если
реакция отсутствует - то есть человек не
чувствует внутри никакого отклика на
предложенную трактовку, значит что-то в
ней не так, что-то упущено или понято не
верно.
Так вот, если "инсайт" не
наступает сразу, приходит время
следующего этапа. После того, как
определена структура и выделены
основные действующие лица и их
взаимоотношения, можно приступить к их
анализу. Тут есть два дополняющих друг
друга подхода. Первый - поиск
индивидуального смысла каждого
отдельного образа, второй
- определение смысла с точки
зрения коллективного символизма. В
обоих случаях, каждый образ изучается,
сначала, отдельно, а потом во
взаимосвязи со всеми остальными
образами и общим течением сюжета.
При поиске индивидуального
смысла, обычно пользуются техникой
ассоциаций на образ (это отличается от
психоаналитической техники свободных
ассоциаций). Не надо понимать поиск
ассоциаций буквально, как подбор слов-ассоциаций
к слову-образу. На самом деле все может
происходить иначе (хотя и подбор слов-ассоциаций
тоже может быть эффективным). Напомню,
что за каждым образом сновидения стоит
некая психическая структура - это может
быть установка, комплекс, какое-то
чувство или любая другая заморочка. Так
вот, понять смысл
образа - значит, докопаться до того, на
что этот образ указывает. Поскольку
жизненный опыт у каждого человека свой,
один и тот же образ сновидения может у
разных людей указывать на совершенно
разные вещи.
Например, у кого-то образ собаки связан с
преданностью и дружбой, а кого-то с
волками и опасностью. Поэтому, поиск
индивидуального, вытекающего из личного
опыта, смысла - второй по важности момент
при анализе сновидения.
Чтобы нащупать глубинный
индивидуальный смысл образа я, обычно,
предлагаю человеку закрыть глаза и
погрузиться в созерцание этого образа, а
потом описать те чувства и мысли,
которые он вызывает. Часто, эффективным
бывает другой подход - поиск для образа
параллелей из реальной жизни, того, что
созвучно этому образу или как-то его
напоминает. И тот, и другой подход в
итоге приводят к личной смысловой
нагрузке образа. Гештальтисты здесь
предлагают еще один вариант, который мне
кажется интересным - человека просят
рассказать свое сновидение с точки
зрения каждого отдельного образа и
попытаться описать все те чувства,
которые он (образ) испытывает. Как и все
остальные практики в гештальт-терапии,
такое проговаривание должно
происходить в такой форме, как если бы
сюжет сновидения развивался в данный
момент. Сам я этой техникой еще не
пользовался, но чувствую, что она может
быть очень эффективной.
Когда индивидуальный смысл
всех образов (различные взаимодействия
между объектами сновидения - это тоже
образы; с ними надо проделывать ту же
работу) более-менее ясен, можно
посмотреть на них с точки зрения
коллективной символики. Отличие здесь в
том, что смысл коллективных символов не
зависит от опыта отдельного человека.
Многие образы могут иметь
общечеловеческий смысл. Подробно об
этом надо читать К. Г. Юнга - это его
область исследований. Таких символов не
очень много. Юнг группировал их по
соответствию тому или иному архетипу (суть
этого понятия тоже смотрите в работах
Юнга). Возьмем еще раз наш пример. В нем
можно увидеть два ярких образа,
созвучных по смыслу - это центр большого
города, в котором происходит действие и
волшебный
дворец. Подробно расписывать символику
этих образов не буду - по этому вопросу
можно книгу написать целую книгу. Ну, а
вкратце, эти образы указывают на центр
психики (Самость, по Юнгу) - самую
глубинную сердцевину человеческой души.
То, что девушка оказалась в центре
города и стала свидетельницей
волшебного зрелища, возможно, указывает
на то, ей удалось наладить какую-то связь
со своей Самостью (в христианстве это
назвали бы связью с Богом), но в силу
совершаемой ей ошибки, она постоянно эту
связь обрывает.
Обычно, анализ коллективного
символизма сновидения приводит к
проблемам более глобальным, к каким-то
экзистенциальным вопросам, которые
стоят перед человеком (об тоже разговор
отдельный и долгий). А поиск
индивидуального смысла выводит на
поверхность актуальные (текущие)
психологические проблемы человека.
Примерно таким вот образом
происходит моя работа со сновидениями.
Осталось упомянуть только несколько
деталей, которые надо учитывать.
Часто одно и то же сновидение
повторяется несколько раз в течение
жизни - это надо расценивать, как
указание на особую важность того
сообщения, которое оно пытается
передать.
Кошмары - это более
жесткое предупреждение, которая психика
делает сновидцу. А если кошмар
заканчивается тем, что человек
просыпается от страха - это говорит о том,
что психика начинает терять терпение.
Здесь уже можно начинать волноваться за
свое душевное благополучие.
Многие сновидения на столько
мимолетны, что не оставляют следа после
просыпания или запоминаются отрывочно,
или в них нет сюжета а только отдельные
пустые образы. Такие сновидения можно
считать не важными, но только в том
случае, если они не вызывают тревожного
состояния у сновидца.
Отсутствовать вообще сны
могут по одной причине - душевная
тупость или, если угодно, черствость.
Если вам не снятся сны, значит, вы их
слишком долго учились игнорировать.
Короче, это плохо.
По идее, у человека постоянно
должен идти диалог со своей душой с
помощью сновидений. Конечно, есть люди,
которые со временем находят более
эффективные средства для ведения такого
диалога, но это люди редкие. В этом
смысле, важно такой диалог налаживать и
поддерживать.
Сновидец и его душа
- это, как два собеседника.
Если один не внимателен к
другому, то беседа быстро заходит в
тупик. Кому от этого хуже, догадайтесь
сами.
Вариантов и техник
налаживания продуктивного
сотрудничества со своей душой тоже
много. Например, можно сны зарисовывать
или, хотя бы, просто записывать. В
принципе, подобные техники можно
использовать и в тех
случаях, когда человеку "не снятся"
сны или их сюжет слишком запутан и не
ясен. Когда общение налажено, язык
сновидения становится простым и
понятным. Сложность и навороченность
сюжета - признак того, что слишком
много накопилось такого, что душа хочет
сказать человеку.
Все. Хватит. Есть масса других
тонкостей и важностей, но расписывать их
все - лень. И без того масса книг по этому
вопросу уже написана. А для тех, кто еще
только хочет попробовать анализировать
свои сны, намек -
оно того стоит! Приз велик.
Вернуться
к разделу "Эзотерика"