Многое о многом

Главная :: Об авторе :: Новости :: Ссылки :: Гостевая


 

 Психология

 Непознанное

 Эзотерика

 Тайные знания

 Культы

 Мифология

 Библиотека

 

История быстрого чтения.

Материал из книги "Учебник быстрого чтения"
Автор: Тони Бьюзен

   

    Поиск тайны быстрого чтения привел к неожиданному результату : оказывается, главное не глаз, а мозг.


    ВВЕДЕНИЕ


    Здесь
описывается наблюдающийся в последнее время информационный взрыв/знакомит с методами, с помощью которых нас учили читать, рассказывает захватывающую историю разработки навыков и умений быстрого чтения, знакомит вас с нынешними рекордсменами и их необычайными достижениями, а также рассматривает ваш потенциал в плане возможностей влиться в их ряды.

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ


   
В последние годы количество журналов и книг, которыми заваливают нас издательства по всему миру, стало, честно говоря, прямо-таки невообразимым. Кроме того, изобретение компьютера и факса обрушило на многих людей буквально километры дополнительного материала, который они обязаны прочитать.


    Еще несколько десятилетий тому назад средний человек был в состоянии без особых проблем ориентироваться в потоке информации. Сейчас, однако, этот поток превратился в бурную, полноводную реку, которая грозит затянуть в свои водовороты.


    Приглядимся повнимательнее к тем способам, которыми нас учили читать, к историческому развитию быстрого чтения, а в заключение - к вашему потенциалу, дающему возможность свободно и ничуть не отставая следовать в ногу с самыми лучшими.


    КАК УЧИЛИ ЧИТАТЬ ВАС?

    Припомните, пожалуйста, каким методом учили читать лично вас. Был ли это звуковой метод, метод "смотри и говори" или же сочетание обоих?


    Звуковой метод


   
Звуковой метод состоит в том, что ребенка сперва знакомят с алфавитом, а затем каждой букве присваивают надлежащий звук, скажем, "а" так и остается "а", а "б" превращается в "бэ". Затем ребенка знакомят со звуками и буквами в контексте слов. Тем самым слово "вода" ребенок читает как "вэ-о-дэ-а" (а вовсе не "вада", как оно должно звучать), пока учитель не придаст этому слову надлежащую форму. Когда ребенок уже научится читать вслух (с правильным произношением), ему велят делать это про себя. Это последний этап обучения, и часто он занимает много времени. Многим детям и даже взрослым так никогда и не удается избавиться от привычки шевелить губами во время чтения. Но и те, кто преодолел этот этап, все равно могут по-прежнему продолжать проговаривать текст про себя. Можно сказать, что, когда эти люди читают, они осознают звучание каждого слова. Такое явление называется беззвучным проговариванием.

    Метод "смотри и говори"

    Метод "смотри и говори" также опирается на словесный (вербальный ответ). Ребенку показывают картинку (например, кота), на которой ниже изображенного на ней объекта отчетливо напечатано его название, в данном случае кот. Учитель просит ребенка дать правильный ответ. Если он оказывается ошибочным (например, "тигр"), ребенка постепенно наводят на верный ответ, после чего переходят к очередному слову. По достижении надлежащего уровня беглости малыш оказывается на уровне, близком к тому, которого достиг ребенок, обучавшийся звуковым методом: он умеет читать, продолжая артикулировать; а после этого ему велят читать молча.
Что такое настоящее умение читать?


    Когда маленький ученик в состоянии разбирать слова и читать про себя, принято считать, что его обучение этому умению завершено. В возрасте от 5 до 7 лет и далее ребенку дают совсем немного указаний на данную тему, поскольку считается, что раз он овладел умением читать, то ему остается лишь пользоваться им.


    Ничто не может быть дальше от истины, ведь то, чему фактически научили ребенка, представляет собой не более чем первую стадию умения читать. Предоставить ребенка в этот момент самому себе, причем вплоть до взрослого возраста - это то же самое, что посчитать: обучение малыша умению передвигаться можно закончить, как только тот научится ползать на четвереньках! А ведь ему еще остается освоить такие неведомые пока сферы, как умение шагать, бегать, прыгать, танцевать и выполнять другие связанные с ходьбой действия, о которых он и понятия не имеет.

    То же самое можно сказать и о чтении. Когда-то нас бросили в одиночестве на полу, а сейчас пришло время научиться ходить, бегать и танцевать.

    ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

    Быстрое чтение возникло в начале XX столетия, когда издательский бум обрушил на читателей такое огромное число публикаций, что человек, читающий в нормальном темпе, оказался просто не в состоянии совладать с ними. Самые первые курсы по обучению быстрому чтению базировались на информации, поступавшей из довольно неожиданного источника - от Королевских военно-воздушных сил Великобритании.
 

    Во время первой мировой войны специалисты обнаружили, что в процессе полета многие из пилотов с трудом умели различать самолеты, которые видели на большом удалении. В условиях борьбы не на жизнь, а на смерть это, бесспорно, являлось серьезным препятствием, и посему специалисты начали искать решение данной проблемы. Они изобрели прибор под названием тахистоскоп, который ненадолго проецировал на большой экран изображения, причем они высвечивались с разным, хотя и неизменно коротким интервалом и на различное время. Начали с довольно больших снимков своих и вражеских самолетов и с длительного времени их показа на экране. Затем это время постепенно сокращали, одновременно уменьшая размеры объекта и меняя угол наблюдения за ним. С крайним изумлением исследователи обнаружили, что благодаря такому тренингу средний человек оказывался в состояний различать разные марки самолетов, которые на экране выглядели совеем маленьким пятнышком и проецировались на экран всего лишь одну пятисотую долю секунды.
 

    Отсюда был сделан вывод, что раз глаза в состоянии фиксировать объекты со столь неправдоподобной скоростью, то, наверняка, можно значительно увеличить и скорость чтения. Пользуясь в точности тем же самым приспособлением, ученые начали с того, что в течение пяти секунд высвечивали на экране одно слово, набранное крупным шрифтом; затем по* степенно уменьшали размер букв и сокращали время проекции. В конечном итоге на экран в течение одной пятисотой доли секунды одновременно проецировали четыре слова, а наблюдатели по-прежнему были в состоянии прочесть их.

    Следствием этих открытий стало то, что большинство курсов быстрого чтения опиралось на проецирование карточек с надписями или та применение все того же тахистоскопа (данный метод известен также под названием тренинга с неподвижным экраном).

    В среднем скорость чтения повышалась при этом с 200 до 400 слов в минуту. Поначалу это звучало фантастически: ведь темп чтения удвоился?
Если, однако, посмотреть на это достижение с математической точки зрения, то становится очевидным: что-то здесь не так. Коль глаз в состоянии распознать образ (например, самолет или слово) за одну пятисотую долю секунды, то отсюда следует, что скорость чтения должна составлять 60 секунд х 500 слов в секунду = 30000 слов (не очень толстая книга) в течение одной минуты. Куда же тогда девались остальные 29690 слов?! 

    Не отдавая себе в этом отчета, сторонники метода применения тахистоскопа продолжали свою деятельность. В их подходе прогресс учащихся измерялся обычно с помощью графика, разбитого с интервалом 10 от 100 до 400 слов в минуту. Регулярно тренируясь, большинство учащихся могли поднять свою среднюю скорость чтения с 260 до 400 слов в минуту, что в точности равняется разнице между учеником начальной школы и аспирантом высшего учебного заведения, как это было указано ранее.


    Курсанты, великолепно вышколенные с помощью тахис-тоскопа, через несколько недель "чтения на уровне аспиранта" сообщали о том, что начинают полностью разочаровываться в результатах тренинга.  

 

    Большинство из них говорили, что вскоре после окончания учебных курсов их скорость чтения вновь упала до предшествующего уровня. Это, в свою очередь, напоминает возвращение типичного взрослого человека к первоначальному темпу чтения (см. рис. 1 и текст, комментирующий его).
Только недавно специалисты поняли, что нормальный диапазон способностей к чтению колеблется, грубо говоря, от 200 до 400 слов в минуту и что большинство людей ближе к нижнему пределу этого диапазона. Улучшение способности читать, наблюдавшееся после прохождения курсов с применением та-хистоскопа, имело в действительности не так уже много общего собственно с тренингом, а было вызвано скорее повышенной мотивацией участников на протяжении нескольких недель учебы; именно этот настроив приводил к тому, что они были в состоянии достичь вершины своего нормального диапазона. Еще одно объяснение неудач изложенного подхода можно дать, обратившись к основному правилу наблюдения; дабы видеть что-либо отчетливо, глаз должен оставаться неподвижным по отношению к рассматриваемому объекту.

    Вступление в XXI век: мозговое чтение

    Это достойное внимания высказывание является фундаментом совершенно нового подхода к вопросу быстрого чтения.
Изучая данную книгу, вы познакомитесь с упражнениями, которые помогут вам развить возможности как глаз, так и мозга, позволяя увязать эти органы в единый инструмент, что превратит вас в настоящего интеллектуального исполина.

    СЕГОДНЯШНИЕ МИРОВЫЕ РЕКОРДСМЕНЫ

    На нынешнем этапе темп чтения лиц, с которыми Вы сейчас познакомитесь, может показаться ошеломляющим и абсолютно недостижимым. Однако к тому моменту, когда вы окончите читать эту книгу, вас будет одолевать желание догнать и перегнать их!

    Тесты скорости опираются, главным образом, на чтение романов. Нужно прочитать весь роман так быстро, как это только возможно, а затем выступить с речью, обращенной к тем, кто уже хорошо знаком с этим произведением. Это выступление должно содержать осмысленный комментарий по поводу всех перечисленных ниже вопросов: главные герои романа, обстановка, фабула, философия автора, степень символичности, уровень языка, литературный стиль, метафоры, темы и идейный замысел, исторический контекст.


    Десятка лучших в мире чтецов выглядит сегодня следующим образом:
    

    1. СинАдам США 3850
   
2. Кьетиль Гуннарсон Норвегия 3 050
   
3. Ванда Норт Великобритания 3000
   
4. Крис ван Акен Голландия 2520
   
5. Митимна Корке Голландия 2100
   
6. ЛюкванХоф Голландия 1906
   
7. Майкл Дж. ГелбСША 1805
   
8. СиннемонАдам США 1782
   
9. Джеймс Лонгворт Великобритания 1 750 
   
10. Франк ван дер Поль Голландия 1560


    Если вы заинтересованы в том, чтобы присоединиться к этой элите в сфере чтения, внимательно проштудируйте Данную книгу, выполните всеупражнения и действия, предлагаемые в пунктах "План действий""аждой главы.


    ВАШ ПОТЕНЦИАЛ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

    Ваши возможности повысить собственную скорость чтения по меньшей мере в два раза по сравнению с нынешним темпом, а в перспективе - и до 1000 слов в минуту ничем не отличаются от тех, которыми располагал в свое время каждый из десятки сегодняшних мировых лидеров.

    Каждый из них был когда-то, как и вы, недоволен своим нормальным темпом чтения и решил потратить время и усилия на развитие этого самого полезного из человеческих умений. "Учебник быстрого чтения" дает вам идеальную возможность пойти по следам чемпионов!


    РЕЗЮМЕ


    1. Дети учатся читать с помощью двух основных методов: звукового и "смотри и говори".
   
2. Эти методы приводят нас лишь на первый этап чтения.
   
3. Начало быстрому чтению положили упражнения по быстрому восприятию, которые проводили Королевские военно-воздушные силы. Эти методы с применением тахитоскопа позволяли людям удвоить скорость чтения, но зачастую в конечном итоге приводили к тому, что спустя несколько недель наблюдался возврат на прежнюю нормальную скорость.
   
4. Школы динамичного чтения преодолели барьер 400 слов в минуту.
   
5. Сейчас мы знаем, что орган, который на самом деле осуществляет чтение, - это мозг.
   
6. Ведущая мировая десятка в области быстрого чтения добивается результатов от 1560 до 3850 слов в минуту, 7. Ваши перспективы улучшения такие же, как у них!


    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

    1. За менее чем 5 минут быстро просмотрите все, что вы до сих пор прочитали в этой книге.
   
2. Уточните свои цели в сфере быстрого чтения и, возможно, пересмотрите их в свете того, о чем вы узнали в данной главе.
   
3. Внесите в свой ежедневник дату очерёдного сеанса быстрого чтения. o
   
4. Уделите минуту - другую тому, чтобы бегло просмотреть следующую главу.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Вы уже знаете уровень, на котором сейчас находитесь, и познакомились с историей быстрого чтения, поэтому готовы глубоко разобраться в определении той области, в которой вам вскоре предстоит стать большим специалистом.

 

Вернуться к разделу "Быстрое чтение"



 

© Copyright 2004 - Копирование материалов настоятельно рекомендуется!
По всем неполадкам обращаться к разработчику cайта

 

Hosted by uCoz