Многое о многом

Главная :: Об авторе :: Новости :: Ссылки :: Гостевая


 

 Психология

 Непознанное

 Эзотерика

 Тайные знания

 Культы

 Мифология

 Библиотека

 

Достижение контроля над движениями глаз с целью повысить скорость и понимание.

Материал из книги "Учебник быстрого чтения"
Автор: Тони Бьюзен

   

    Ваши глаза - это самый поразительный оптический инструмент, известный человечеству. Сравнения с ними не выдерживают даже самые совершенные телескопы и микроскопы, которые ведут наблюдение за макро- и микрокосмосом. Важно постичь природу этого чудесного инструмента, а затем на этой основе управлять глазами и использовать их с необычайной выгодой для себя.


    ВВЕДЕНИЕ

    В этой главе мы откроем несколько необычайных факторов, касающихся ваших глаз; вы узнаете, как на самом деле движутся ваши глаза в процессе чтения, и в общих чертах познакомитесь с пятью новыми способами немедленного увеличения скорости чтения и степени понимания.


    НЕСКОЛЬКО ПОРАЗИТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ О ВАШИХ ГЛАЗАХ

   Ваши глаза - одно из чудес света! Обратите внимание на следующие удивительные факты:
    - Каждый глаз содержит 130 миллионов рецепторов света или, иначе говоря, фоторецепторов. Каждый из них способен уловить, по меньшей мере, пять фотонов (частиц световой энергии) в секунду.
    - Глаза различают свыше десяти миллионов разных цветов и оттенков.
    - Гармонично действуя, ваши суперсовершенные приемники света в состоянии расшифровать менее чем за секунду изображение, состоящее из миллиардов единиц информации, причем с идеальной суперфотографической точностью.


    В Европейском центре ядерных исследований CERN, расположенном в Швейцарии, подсчитали, что создание аппарата, который воспроизводил бы всю невероятную сложность и изощренность человеческого глаза, обойдется в 68 миллионе" долларов.


    Впрочем, лабораторные исследования показали, что подобный механический "глаз" был бы относительно малоподвижным, а по размерам приближался к зданию.


    Изменения в размере зрачка

    Уже давно известно, что наши зрачки мевдюг размер а зависимости от интенсивности освещения и удаленности объекта. Чем ярче свет и чем ближе объект, тем меньше диаметр зрачка; 

    Западные ученые недавно установили, что eго величина варьируется также под воздействием эмоций; и при столкновении со зрелищем, которое представляет для вас особый интерес (например, вы видите привлекательную личность противоположного пола), ваши зрачки автоматически: расширяются. Такие изменения размера невелики, однако при тщательном наблюдении их можно зафиксировать. Китайские торговцы нефритом осознавали этот феномен уже много веков назад. Показывая разные товары клиенту продавец особенно внимательно присматривался к глазам покупателя, ожидая, когда у того расширятся зрачки. Заметив это, купец обретая уверенность, что клиент у него "на крючке", после чей" называл соответственную цену.


    Если в процессе быстрого чтения что-либо заинтересовывает вас, зрачки немедля расширяются, поэтому в глаз попадает больше света. Иными словами, чем больше интереса у вас возникает, тем шире мозг распахивает занавес, заслоняющий глаза, давая себе (и вам!) возможность получать, причем без всяких дополнительных усилий, большее количество данных в секунду. 

     Глаза на затылке 

    Невероятно сложные изображения, которые расшифрованы фоторецепторами света, находящимися в сетчатке глаза, пересылаются по зрительному нерву (см. цветную вставку I) и поступают в область вашего мозга, отвечающую за зрение, - его затылочную долю. Парадоксально, но эта часть мозга находится не сразу же за глазами, а в задней части головы.    

 

Цветная вставка I. Человеческий глаз в разрезе 

 

    Ничего удивительного, что про исключительно наблюдательного человека говорят так: у него (у нее) глаза на затылке!
Именно затылочная доля мозга на самом деле осуществляет чтение, направляя движение глаз по странице в поисках информации, которая интересует мозг. Понимание этого факта является фундаментом революционного подхода к быстрому чтению, который будет подробно развит в последующих главах данной книги.


    Зная эти новые, поразительные факты, становится ясно, что традиционные навыки чтения и его скорость не могут не являться продуктом неверного обучения и плохого использования зрения. А вот если правильно пенять действие глаз и как следует тренировать их, то можно достигнуть значительного улучшения их функционирования.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ЧИТАЮТ ВАШИ ГЛАЗА?

    Ответ таков: глаза совершают небольшие и вполне регулярные "скачки". Каждый из них переводит глаза от одной точки фиксации (или, иначе говоря, приостановки) к следующей такой точке, причем обычно эти прыжки составляют чуть больше одного слова. Итак, можно сказать, что глаза отнюдь не совершают плавного перемещения по странице. Вместо этого они движутся маленькими прыжками слева направо, делая краткие паузы, чтобы усвоить одно или два слова прежде, чем возобновить движение и повторить весь указанный процесс (см. рис. 4а).


    Таким вот образом глаза перемещаются и приостанавливаются, перемещаются и приостанавливаются, но информация поглощается только во время пауз. Именно эти паузы занимают основную часть времени. И если принять во внимание, что всякая такая приостановка может длиться от четверти секунды до полутора секунд, то появляется возможность добиться немедленного повышения скорости чтения, если затрачивать на каждую паузу чуть меньше времени.

    На рис. 46 показаны движения глаз того, кто читает очень плохо. Этот человек совершает примерно в два раза больше пауз или приостановок (или фиксаций, как они часто называются), нежели это необходимо для хорошего понимания текста. Причиной дополнительных пауз является то, что слабый читатель часто перечитывает слова заново, иногда возвращаясь назад на целых три позиции с целью убедиться, правильно ли он понял прочитанное. Такая привычка к отскакиваниям (чуть ли не рефлекторному возвращению к словам, которые были только что прочитаны) и к регрессии (сознательному возврату читателя к словам, которые, как ему кажется, он пропустил или неверно понял) приводит к тому, что плохой читатель совершает большое количество приостановок.

    Научные исследования показали, что когда читающим не позволялось делать отскакивания или регрессии, в 80 случаях из 100 участники экспериментов обнаружили, что их глаза ничуть не хуже улавливают информацию, которую они успешно усваивали по мере прочтения нескольких следующих отрезков текста. Умелый читатель очень редко позволяет себе такие совершенно ненужные повторы, которые как раз и способствуют резкому снижению скорости у того, кто читает плохо. Если принять, что каждое отскакивание или регрессия занимают, грубо говоря, около секунды, а в строке совершается немного - всего два - таких возврата, то на странице среднего размера, содержащей 40 строк, тратится впустую около 1 минуты и 20 секунд. В случае нормальной книга толщиной в 300 страниц получается  минута 20 секунд х 300 страниц = 400 минут -6 2/3 часа дополнительного холостого времени, растраченного на прочтение (но не на понимание).


    ЧЕЛОВЕК, ЧИТАЮЩИЙ БЫСТРО

    Рис. 4в показывает, что хороший или быстрый читатель не совершая отскакиваний и регрессий, делает, помимо этого, более длинные "прыжки" по тексту. Между очередными приостановками он также усваивает "е одно слово, а три, четыре или пять.


    Если мы примем пока, что каждая приостановка занимает одинаковое время, скажем, в среднем где-то около полусекунды, то обнаруживается любопытная картина. В случае нормальной строки, содержащей в среднем 12 слов, неподготовленный читатель, приостанавливаясь после каждого слова и сделав два отскакивания или регрессии, потратит на прочтение этой строки 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 +1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 = 7 секунд, в то время как быстрому читателю, который улавливает три-четыре слова за одну приостановку без всяких отскакиваний и регрессий, понадобиться всего 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2 = 2 секунды.

    Умелый, быстрый читатель благодаря небольшой корректировке механики движений глаз обгонит своего слабого и медленного оппонента в 3,5 раза.

    Понимание

    "Минутку, - ответите вы. - Мне всегда говорили, что для хорошего понимания я должен читать "медленно и внимательно". Надо думать, увеличение скорости чтения ухудшит по-нимание?"
Это предположение звучит логично, но после небольшого размышления видно, что оно целиком ложно. Новейшие исследования все чаще показывают следующее: чем выше скорость чтения, тем выше степень понимания.

    Чтобы проверить это на себе, прочтите следующее предложение именно так, как оно построено, и действуйте, как принято, а именно: "медленно и внимательно", стремясь к максимальному пониманию:
Ока зал ось, что быс трое чтен ие не лу чше спосо бств ует пони ман ию, чем медл енное чте ние.

    Трудно? Разумеется! Ведь ваш мозг не создан для того, чтобы читать в таком катастрофически низком темпе. Читая медленно и внимательно, вы стимулируете мозг читать все медленнее и медленнее, понимать все меньше и меньше и вообще постепенно погружаться в спячку.

    Теперь взгляните на следующее предложение, причем на сей раз читайте слова именно так, как они сгруппированы:

    Недавно было установлено,        что человеческий мозг
    с помощью глаз
    воспринимает информацию       гораздо легче,       если
    эта информация
    удобно сгруппирована        в осмысленные пакеты.

    Вашему мозгу работается гораздо более комфортно на скорости 400 сл./мин. и выше (интересно отметить, что при оценке большинством людей своей скорости чтения темп, в котором они двигают палец по тексту, действительно составляет 400 сл./мин, и более).

    Таким образом, рост скорости чтения автоматически ведет к росту понимания. Это происходит потому, что информация организуется в осмысленные порции, которые немедленно становятся понятными вашему мозгу.

    Возросшая способность понимать, в свою очередь, помогает вам лучше запоминать, поскольку память также опирается на способность мозга организовывать информацию в осмысленные порции.
Стало быть, ваша первая задача - работать над ликвидацией вредных привычек к отскакиванию, регрессии и усвоению слишком малого количества слов в расчете на одну приостановку.

    Помимо избавления от этих навыков, есть еще и четвертый важный способ увеличения скорости. Если ваше нормальное время приостановки или, как ее порой именуют, фиксации составляет в среднем одну секунду и вы в состоянии увеличить свою скорость до половины секунды на каждую приостановку (а это должно быть несложно, если припомнить, что глаз способен улавливать информацию за одну пятисотую долю секунды), то вы в итоге удвоите свою скорость чтения.

    Правило "плюс одно"

    Правило "плюс одно" таково: всякий раз, когда вы сознательно стараетесь читать быстрее, ставьте себе цель превысить, по крайней мере, на одно слово в минуту ту максимальную скорость, которой вам до этого удавалось достичь. Тем самым вы не станете вгонять себя в ненужный стресс, но зато окажется, что вы увеличили свой темп на 10 и даже более слов в минуту и, стало быть, легко превзошли поставленную цель. Это приведет в итоге как к росту уверенности в себе, так и к более быстрому и эффективному чтению.
Во время выполнения приведенной ниже и всех последующих самопроверок воспользуйтесь правилом "плюс десять", цель которого - повысить скорость чтения на десять слов в минуту.

    РЕЗЮМЕ

    1. При чтении ваши глаза совершают приостановки, которые длятся от четверти секунды до полутора секунд.
    2. Плохой читатель при каждой приостановке усваивает в среднем одно слово.
    3. Читатель, обладающий средней скоростью, усваивает при каждой приостановке от трех до пяти слов.
    4. Отскакивания и регрессии совершенно не нужны.
    5. Медленное и внимательное чтение препятствует пониманию.
    6. Если читать быстрее и осмысленными порциями, то понимание улучшается.

    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

    1. Отказывайтесь от отскакиваний и регрессий. Двигайтесь только вперед.
    2. Сокращайте длительность каждой приостановки.
    3. Усваивайте слова более объемистыми, осмысленными порциями.
    4. Оставайтесь собранным, сконцентрированным.
    5. Увеличьте степень мотивации.
    6. В ближайшее время повторите упражнение на восприятие 1.
    7. Быстро просмотрите главу 5.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Закончив изучение главы, посвященной механике перемещения глаз, вы ясно поняли, что благодаря наличию некоторых основополагающих знаний в состоянии добиться необычайного увеличения скорости чтения. Это первая из четырех подобных глав, каждая из которых позволит вам добиться значительного улучшения. Прежде чем перейти к остальным трем главам, важно создать для своих глаз и мозга подходящую обстановку, которая будет способствовать достижению отличных результатов. 

Вернуться к разделу "Быстрое чтение"



 

© Copyright 2004 - Копирование материалов настоятельно рекомендуется!
По всем неполадкам обращаться к разработчику cайта

 

Hosted by uCoz