Исследователи паранормальных явлений
называют кладбища "городами мертвых",
неразрывно связанными с жизнью людей в
нашем материальном мире. Речь идет о
присущих погостам загадочных
феноменах, в частности, о появлении
призраков не только на действующих
кладбищах, но и на месте некогда
существовавших.
"Каэры" с
того света
В 30-е годы у
чекистов был в ходу профессиональный
термин "каэры" - сокращение от
слова "контрреволюционеры". Так
называли тех, кто проходил по печально
известной 58-й статье Уголовного
кодекса, т.е. обвинялся в
контрреволюционной деятельности и
пропаганде. По этой статье были
обвинены тысячи представителей
творческой интеллигенции и многие
политические деятели. А в одном
уникальном случае следствие по 58-й
велось в отношении... привидений.
В довоенной
Москве большие заводы нередко
располагались по соседству с жилыми
массивами. Одним из них был
авиамоторный завод № 24 в Сталинском
районе, находившийся неподалеку от
нынешней станции метро "Семеновская".
В конце 30-х годов, когда завод начал
расширяться, ему отдали соседнее
кладбище. Никаких перезахоронений
делать не стали, а просто сравняли
могилы и выстроили на новой территории
огромный испытательный цех.
Разносившийся по всей округе гул от
работающих авиационных моторов порой
был настолько сильным, что во время
сеансов в кинотеатре "Родина"
заглушал голоса актеров, которые
беззвучно шевелили губами на экране. На
этом заводе и приключилась загадочная
история с привидениями - "каэрами".
Весной 1941
года техника-инструментальщика,
старого партийца Ивана Сергеевича
Храпова вызвали к секретарю парткома
завода. В кабинете за двойной дверью
рядом с ним сидел военный с синими
чекистскими петлицами. Состоявшийся
доверительный разговор немало удивил
Храпова. По словам энка-вэдэшника, в
испытательном цехе действуют какие-то
вредители, пытающиеся сорвать
выполнение важного оборонного задания.
Как только на испытательных стендах
стали гонять новые мощные моторы, в
цехе появились загадочные личности,
загримированные под призраков. Они до
такой степени запугивают мотористов,
что те отказываются дежурить, если
предстоит испытывать новые моторы.
Дополнительная охрана, выставленная
вокруг цеха, ничего не дала: призраки
каким-то непостижимым образом
ухитряются проникать в цех. Так вот,
продолжил чекист. Поскольку товарищ
Храпов в свое время служил в "чрезвычайке"
в Усть-Хоперском округе на Дону, ему
дается ответственное задание. Под
видом стажера его переведут в
испытательный цех. Он должен
установить, действительно ли там
появляются неизвестные личности,
выдающие себя за призраков, или же все
это просто придумано самими
мотористами, которые, возможно,
являются членами спаянной
контрреволюционной группы. В
заключение чекист выразил уверенность,
что Иван Сергеевич не испугается
призраков, кем бы они ни были. В этом не
сомневался и сам Храпов. Донской казак,
прошедший горнило Гражданской войны,
он не боялся ни бога ни черта и верил
только в грядущее торжество коммунизма.
Поэтому Иван Сергеевич безбоязненно
ходил по всему цеху, делая вид, что
знакомится с новой работой. То ли
призраки проведали о чекистском
эмиссаре, то ли сами мотористы
приглядывались к новичку, но никаких ЧП
не происходило до тех пор, пока после
первомайских праздников для испытаний
не поступила партия новых моторов.
Во время
первой же смены начальник начальник
цеха срочно позвал Храпова к одному из
стендов. Бледный как полотно дежурный
моторист рассказал, что, как только он
включил мотор, откуда-то вдруг возник
призрак, который стал душить его. Это
продолжалось до тех пор, пока он не
выключил мотор. Храпов сразу же обшарил
весь цех, но никого постороннего не
нашел. Да и привидение в тот день больше
не появлялось, хотя моторы гоняли на
всех стендах. В дальнейшем эти ЧП
повторялись не реже одного раза в две
недели и только у стендов с новыми
моторами. Когда же Храпов прибегал туда,
никаких выходцев с того света уже не
было. В конце концов он договорился с
начальником цеха, знавшем о его задании,
чтобы несколько смен подряд
злополучные моторы испытывали только
на одном стенде, и стал круглосуточно
дежурить возле него. На третью ночь
Иван Сергеевич наконец-то сам увидел
призрачного "каэра". Храпов сидел
погруженный в свои мысли, когда
страшный грохот работавшего рядом
мотора внезапно смолк. Храпов
повернулся к находившемуся у приборной
панели мотористу и не поверил своим
глазам:
между ним и панелью была отчетливо
видна полупрозрачная фигура человека с
развевающимися волосами,которую
моторист пытался оттолкнуть от себя.
Иван Сергеевич вскочил, чтобы
броситься на помощь, но в следующее
мгновение призрак растаял в воздухе.
Наутро Храпов рассказал об увиденном
срочно вызванному на завод чекисту. Тот
был явно озадачен, хотя сказал, что не
сомневается в словах проверенного
партийца-атеиста. К расследованию
будут привлечены соответствующие
специалисты, которые сумеют вывести на
чистую воду "вредителей,
маскирующихся под привидения",
заверил энкавэдэшник. Однако
начавшаяся вскоре война помешала этому:
завод № 24 был эвакуирован в Куйбышев,
где никакие призраки на нем больше не
появлялись.
Историю
московских ЧП с привидениями мне
рассказал сам Иван Сергеевич Храпов,
ныне уже покойный. О втором, в чем-то
сходном случае поведал питерский
журналист Виктор Степаков:
в одном из закрытых учебных заведений
НКВД выходцы с того света взяли в
оборот... чекистов!
На полпути
из Ленинграда в Петергоф стоит Троице-Сергиев
монастырь, основанный в 1732 году, на
кладбище которого на протяжении почти
двух веков хоронили знатных особ и
монахов. После революции монастырь
закрыли, а в 30-е годы в его просторные
здания въехала школа подготовки
стрелков военизированной охраны. Новые
хозяева начали с уничтожения "наследия
времен самодержавия и мракобесия".
Причем особое рвение проявил начальник
школы товарищ Фельдман, который,
подавая пример, собственноручно крушил
богатые надгробия на монастырском
кладбище, А через неделю в бывшем
монастыре стали происходить странные
вещи. По ночам в гулких коридорах
нередко слышались чьи-то шаркающие
шаги, раздавалось невнятное бормотание
и жалобные стоны. Дневальные замечали в
служебных помещениях неясные тени,
похожие на человеческие, и ощущали
явственный запах тлена. Между собой
курсанты поговаривали о том, что
призраки бывших господ ополчились
против солдат революции.
Через
некоторое время все обратили внимание
на то, как неузнаваемо изменился
начальник школы. Он перестал проводить
еженедельные политинформации,
осунулся, постарел, стал раздражителен
и пуглив. По ночам Фельдман запирался в
своем кабинете, где, по слухам, пил
водку. Иногда из-за двери доносились
глухие голоса, но с кем он разговаривал,
никто не знал. А в марте 40-го в кабинете
грохнул пистолетный выстрел: Фельдман
пустил себе пулю в лоб. В оставленной им
записке была какая-то чушь. Он писал,
что уходит из жизни, потому что не в
силах больше выносить преследование
двух белых старцев, вид которых зловещ
и бесплотен. Присланная для
расследования ЧП комиссия, конечно же,
ни в какие привидения не поверила, а
пришла к выводу, что чекист допился до
чертиков. Правда, в официальном
документе было написано, что он "покончил
жизнь самоубийством вследствие утраты
морального облика большевика".
Вскоре
после этого школа вохровцев была
переведена в другое место. Но после
войны в монастыре разместилась средняя
школа милиции, а на месте кладбища был
устроен плац для строевой подготовки. И
привидения опять дали о себе знать: по
ночам в коридорах бродили призрачные
фигуры, раздавались стоны и проклятия.
Однако
самое странное происшествие случилось
в начале 90-х, когда в школу начали
принимать девушек. Как и курсанты-юноши,
они тоже находились на казарменном
положении. И вот в одну из ночей в
женском корпусе раздался дикий визг,
который разбудил всю школу.
Прибежавший дежурный офицер быстро
выяснил причину визга. Оказалось, что
кто-то тайком проник в казарму и полез в
койку к одной из курсанток.
О ЧП немедленно известили начальника
школы, который тотчас прибыл на место. К
нему в кабинет привели перепуганную,
зареванную девицу. Ты запомнила того
мерзавца-курсанта, который лез к тебе в
койку? Опознать сможешь? - строго
спросил генерал,
- Да не курсант вовсе... Старик какой-то
пытался забраться. Бледный, вонючий и
холодный как ледышка, - белугой
заревела будущий страж порядка...
Что стоит за
местью мертвых?
Испокон
веков на Руси существовала традиция не
просто отделять мертвых от живых, то
есть хоронить их в стороне от жилья, но
и уважительно относиться К местам
вечного успокоения. Наши предки по
собственному опыту знали, что
разорение погоста может навлечь беду
на живых. А о жутких последствиях
осквернения кладбищ говорили как о
мести мертвецов. То есть еще в старину
люди убедились, что наш материальный
мир и тот свет, или тонкий мир, связаны
друг с другом. Впрочем, видя проявления
этой связи в виде мести мертвых, они не
имели ни малейшего представления о ее
природе. Но если есть подтверждаемая
фактами связь между двумя мирами,
значит, должен быть и механизм ее
реализации. Новейшие научные
исследования показывают это и к тому же
раскрывают сущность такого
взаимодействия. Причем дело тут вовсе
не в гневе или мести покойников,
поскольку эмоций у них вообще нет.
Многие
ученые, в том числе психологи, биологи и
физики, считают, что человек как
личность состоит из физического тела и
души, или, как теперь говорят,
энергоинформационной сущности. В свете
такого представления жизнь человека
кончается с момента распада этого
единого комплекса "тело - душа",
который принято называть смертью.
Действительно,
наше биологическое тело перестает
самостоятельно двигаться, в нем
прекращаются обменные процессы и, что
самое главное, перестает
вырабатываться жизненная энергия, без
которой не функционирует сознание.
Однако душа при этом бесследно не
исчезает. Она лишь утрачивает
возможность проявлять себя в данном
физическом теле.
Исследованиями
с применением сверхчувствительных
приборов сегодня установлено, что
после смерти человека душа покидает
тело не сразу, а поэтапно в течение
определенного времени. Это, в частности,
подтвердили опыты с использованием
эффекта Кирлиана, поставленные санкт-петербургским
физиком К.Коротковым. А британские
исследователи, размещавшие на могилах
специальные приемники, зафиксировали
энергетические всплески на девятый и
сороковой день после кончины человека.
Ученые
полагают, что при первом всплеске
энергоинформационная сущность выходит
из физического тела, а при втором -
отлетает от него в тонкий мир. Но и
после этого она сохраняет
информационную связь с оставшейся в
могиле плотью, то есть скелетом
человека. Благодаря наличию такой
связи близкие, приходящие на могилы
усопших, могут вступать в контакт с их
душами, чтобы получить поддержку в
критических жизненных ситуациях.
Вместе с тем
именно связь души с оставшимся в земле
прахом ее бывшего биологического
носителя приводит к своеобразной
материализации энергетической
сущности в виде призрака. Чаще всего
это происходит, когда нарушается
вечный покой останков. А
катализаторами, или субъектами,
посылающими вызов в тонкий мир,
являются души тех, кто безвременно ушел
из жизни в результате несчастного
случая или насильственной смерти. В
народе их называют "мытарями",
потому что они не могут перейти в
загробный мир и вынуждены оставаться
на земле рядом с живущими, перед
которыми нередко предстают в виде
привидений. Прах таких людей есть
практически на каждом кладбище.
То, что для мытарей характерна
повышенная активность, подтверждает
уникальный случай, свидетелем которого
стал доктор технических наук Геннадий
Сергеев. В морге уже несколько дней
находилось тело старой женщины,
умершей естественной смертью. Его
энергетическая аура была настолько
слабой, что высвечивала едва заметный
след на экране дисплея. Когда в это же
помещение принесли только что
погибшего в автокатастрофе юношу,
приборы, подключенные к покойнице,
зафиксировали бурный всплеск энергии.
Это выглядело так, словно душа
безвременной жертвы, лишившись
физического тела и стараясь "приспособиться"
к новой обстановке, стремилась
установить контакт со "старожилом"
и для этого пыталась "расшевелить"
его.
Вообще же
наука пока только подходит к разгадке
тайн "города мертвых". Ибо если бы
человечеству удалось заглянуть в
глубины загробного мира, то мы
перестали бы быть людьми в привычном
понимании этого слова.
Сергей ДЁМКИН