Многое о многом

Главная :: Об авторе :: Новости :: Ссылки :: Гостевая


 

 Психология

 Непознанное

 Эзотерика

 Тайные знания

 Культы

 Мифология

 Библиотека

 

   Древний Египет.
Материалы из книги "Двойники. И у тебя они есть"

Автор:Тересов И.Н.

 

  Для мудрецов Древнего Египта сложная природа человека была открытой книгой, которая, впрочем, далеко не каждому была доступна. И не всякий мог объяснить то, что он узнал из этой книги.
У человека, по мнению египетских жрецов, есть жизненная сила — Икха. Это основа существования: человек просто умирает от слабости, если вдруг эта сила уходит. У людей есть и тень, называемая Хайбит. Действительно, кто видел человека без тени? Есть также душа — Ба, без которой невозможны любые чувства. Обычно ее изображали в виде птицы с головой прекрасной женщины. Чем-то египетская Ба напоминает русских вещих птиц: Алконоста, Гамаюна, Сирина.
В теле заключен и дух, или духовное тело, — Саха. Его предназначение — продолжение жизни в другом мире, каждого человека есть двойник, внутренний собеседник — Ка, Когда какой-то египтянин говорил «сам с собой», это означало, что он беседует со своим Ка. Во время сна этот двойник выбирался из тела и самостоятельно путешествовал, где ему пожелается. Ка — несамостоятельная сущность: он соединяется с телом с самого его рождения, но при этом способен жить и после физической смерти связанного с ним тела.

    Кстати говоря, именно с этими верованиями связана традиция египтян мумифицировать тело умершего человека. Они верили, что, пока цела мумия, жив и Ка. А через 3000 лет, когда тело возродится, с ним на землю вернутся и все его составные части (Икха, Хайбит, Ба, Саха) и, конечно, Ка.

    Здесь заключена одна важная мысль: Ка — это не призрак умершего человека, а его близнец или двойник, который можно посылать вместо себя по каким-нибудь важным делам. Они похожи, как две капли воды, но им не суждено увидеть друг друга. Человек мог встретиться со своим Ка только на пороге смерти.

    Тогда вступало в силу самое главное предназначение Ка: он становился проводником в загробную жизнь. При этом было важно позаботиться о благополучии Ка, что зависело от того, насколько тщательно сохраняли тело и ухаживали за ним. Гробницы даже иногда назывались жилищами Ка. Их заполняли пищей, различной домашней утварью, а также изображениями или макетами полезных вещей.
Важное место в традиции мумифицирования занимает обычай бальзамирования. Умершего вельможу натирали специальными маслами и растворами, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука-скарабея. На фигурке писалось заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса. После суда и очищения наступала загробная жизнь. Чтобы покойник мог счастливо жить после смерти, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления, то есть мумией.

    Необходимо было также, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее. Только так душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали статую умершего, сделанную с натуры, иногда не одну. Причем вылепленный образ должен был быть очень похожим: иначе как же Ка опознает свой облик? Интересно, но именно из этого культа развилось знаменитое портретное искусство Египта. Египетские портреты очень своеобразны: они с удивительной точностью передают индивидуальные черты, но выражение лица остается отвлеченным, застывшим, недоступным психологическим расшифровкам.

    У египтян была такая присказка: «Встретить своего Ка — значит умереть». Египетский иероглиф Ка, изображавшийся в виде двух простертых (как будто для объятия) рук, часто трактуется как душа или дух, но смысл его намного шире. Некоторые египтологи полагают, что речь идет именно о двойнике.

    Интересную гипотезу выдвинул в своей книге «Царская власть и боги» известный американский ученый-востоковед Генри Фрэнкфорт, в 40-е годы XX века проводивший раскопки в Египте: Ка фараона рождался вместе с ним, как двойник; сопутствовал ему, как ангел-хранитель в жизни; играл роль его двойника и защитника после смерти. Ка фараона носил характер его жизненной силы... По-видимому, каждый фараон рассматривался как своего рода двойник относительно совершенного близнеца. Ка фараона считался мертворожденным и сразу же переходил в потусторонний мир, ибо он был плацентой, самым ранним местом жизни фараона.

    Любопытно, что обычай хоронить плаценту вождя сохранялся до недавних пор в Уганде. Еще двое ученых; немецкий историк К. Д. Зелигман и американский психолог М. А. Мюррей — в статьях, опубликованных в журнале «Мэн» в 1911 году, высказали предположение, что такой же ритуал существовав и в Древнем Египте. Но, к сожалению, нет никаких документов, подтверждающих их мнение.


Вернуться к разделу "Непознанное"



 

© Copyright 2004 - Копирование материалов настоятельно рекомендуется!
По всем неполадкам обращаться к разработчику cайта

 

Hosted by uCoz