Многое о многом

Главная :: Об авторе :: Новости :: Ссылки :: Гостевая


 

 Психология

 Непознанное

 Эзотерика

 Тайные знания

 Культы

 Мифология

 Библиотека

 

Загадка пяти ран.
Материалы из книги "Таинственные феномены" М. Дэш


    Семьсот семьдесят лет назад чудесное событие случилось в чем-то схожих условиях повышенного предвкушения и религиозных ожиданий. Стигмы (появление ран, похожих на полученные Христом при распятии) представляют собой одно из самых загадочных среди всех странных явлений, наилучшим образом подтвержденных документами, и одновременно самых спорных. Они также являют собой особо примечательный пример загадки, претерпевшей значительную эволюцию за прошедшие годы и проявившей завидную преемственность, которая дает возможность сравнивать случаи, разделенные столетиями.

    Начнем с того, что явление стигм имеет четко зафиксированную дату рождения: 14 сентября 1224 года. В тот день Франциск Ассизский - канонизированный позже, а тогда уже известный аскет и святой человек - готовился провести второй месяц в уединении вместе с несколькими близкими сподвижниками в поистине спартанских условиях на горе Ла-Верна над рекой Арно. Уже несколько недель он провел в размышлениях о страданиях, перенесенных Христом на кресте, и скорее всего сильно ослаб после долгого поста. При первом свете дня Франциск преклонил колени для молитвы...
    "Он начал размышлять о Страстях Господних... И его охватило столь сильное рвение, что в своей любви и сострадании он полностью ощутил себя Иисусом... Пребывая в этом горячечном состоянии, он увидел спустившегося с небес Серафима с шестью сверкающими, огненными крылами. Серафим стремительно подлетел к Франциску, который разглядел его, когда он принял вид распятого человека... После долгой тайной беседы это загадочное видение растворилось в воздухе, оставив... на его теле чудесный образ и отметины Страстей Господних. На руках и ногах Святого Франциска тотчас появились такие же следы гвоздей, которые он видел на теле Иисуса".

    Всего Франциск получил пять ран: по две в ладонях и ступнях, оставленные гвоздями, которыми Христос был прибит к кресту, и одна в боку от удара - как говорится в Библии - копьем, нанесенного римским центурионом. Более поздние стигматики практически неизменно получали аналогичные отметины, хотя в некоторых случаях появлялись лишь одна-две раны, а в других лишь царапины на лбу страдальца - там, где у Христа - как предполагается - они были оставлены терновым венцом.

    Почему так неожиданно появились стигмы в Италии ХШ века? Отчасти это можно было бы объяснить тенденцией в богословии того времени. Католическая церковь незадолго до того начала делать гораздо больший акцент на человечности Христа и собиралась вскоре ввести в календарь новый праздничный день - Корпус Кристи (праздник тела Христова), дабы побудить к раздумьям о физических
388 страданиях Христа. Религиозные художники откликнулись на эту тенденцию серией откровенно кровавых отражений распятия, на которых Иисус изображался в агонии, а из всех его ран обильно струилась кровь. Подобные изображения сменили прежние, гораздо более спокойные и стилизованные образы. Охватившую в то время всех одержимость отметинами распятия лучше всего, пожалуй, иллюстрирует инцидент, который произошел в Оксфорде за два года до видения Святого Франциска: к Архиепископу Кентерберийскому привели молодого человека, обвиненного в ереси, поскольку он называл себя Сыном Бога. В суде на его теле обнаружили все пять ран, и все говорило за то, что он позволил распять себя либо потому, что искренне считал себя Христом, либо для того, чтобы заставить других поверить в свои утверждения.

    Маловероятно, чтобы весть об этом случае достигла Франциска Ассизского. С другой стороны, представляется бесспорным, что благодаря широкой известности святого новость о появлении у него стигм быстро облетела всю Европу, и через некоторое время стали приходить сообщения о новых случаях появления стигм. По крайней мере, еще десяток был зарегистрирован в XIII веке, а, по недавним оценкам, с 1224 года по настоящее время имели место более 400 таких случаев. Среди них достойны особого внимания случаи со швейцарским крестьянином Иоханном Йецером, стигмы у которого появились в 1507 году; с немецкой стигматичкой Терезой Ньюманн, которую буквально преследовали разные несчастья и которая демонстрировала свои стигмы по пятницам с 1926 года вплоть до своей смерти в 1962 году, хоть никогда не делала этого в присутствии ученых, и с монахом-капуцином Пио, не только самого, пожалуй, известного из всех стигматиков, но и якобы пережившего ряд иных странных явлений и осуществившего множество чудесных исцелений (стигматикам вообще свойственна причастность к другим удивительным событиям). В настоящее время в католической церкви развернулось сильное движение за канонизацию отца Пио.

    Сегодня по всему миру насчитывается около двадцати пяти стигматиков. Среди них - не меньше пяти итальянцев, двух британцев и четырех американцев; по одному живут в Корее и Японии. Поскольку до нынешнего столетия все случаи с появлением стигм были отмечены в католической Европе, такое расширение географии весьма любопытно. Не меньшего внимания заслуживает и драматическое изменение соотношения стигматиков - мужчин и женщин. Женщины составляют подавляющее большинство тех, у кого появлялись раны Христа: 353 против 54 мужчин - то есть почти в семь раз больше. Согласно анализу, сделанному самым крупным современным авторитетом в этой области Тедом Гаррисоном, эта пропорция драматически изменилась в последние пятьдесят лет. В сорока четырех случаях, зарегистрированных с 1946 года, она составила 2,4 к 1, а соотношение ныне живущих стигматиков равняется лишь 1,5 к 1.
Гаррисон предположил, что такой заметный сдвиг можно объяснить "изменениями в балансе авторитета между мужчинами и женщинами как в церкви, так и в обществе" и что в прошлые столетия женщины могли демонстрировать стигмы для того, чтобы привлечь внимание к себе в обществе, где господствовали мужчины, и в церкви, не допускавшей положение женщин в священники. Больше того, Гаррисон обратил внимание на "ту роль, которую играют стигмы в даровании отдельным личностям и церковным общинам прямой духовной власти", приведя примеры стигматиков, которые либо стали руководителями мессианских сект, либо послужили возрождению религиозности в своих приходах.
Изучение зарегистрированных случаев появления стигм проливает свет и на другие любопытные моменты. До 1900 года не было случаев появления стигм у священников (отец Пис был первым). С тех пор их зарегистрировано уже несколько. Такие случаи происходили сериями: на всем Иберийском полуострове был зарегистрирован лишь один случай с XIII по XV век и всего лишь семь - с 1800 года по настоящее время, а с 1600 по 1799 год их было пятьдесят четыре. Самое же интригующее, пожалуй, заключается в том, что с развитием медицины стало меняться местоположение ран. Традиционно две из пяти ран появлялись на обеих ладонях - там, где на бесчисленном множестве икон показаны гвозди, якобы вбитые молотками в руки Христа перед распятием. Сегодня мы знаем, что вбитые таким образом гвозди не удержали бы веса, тела и что римляне распинали своих жертв, вбивая гвозди в руки чуть выше кистей. И точно: по крайней мере, в двух недавних случаях у стигматиков кровоточили раны, расположенные в этих заново определенных местах.

    Все это наводит на следующие мысли. Во-первых, феномен стигм основан на культуре: ни в одной из крупных нехристианских религий нет параллелей, за исключением отдельных стигматиков, принадлежавших к англиканской и баптистской церквям, и только прихожане римско-католической церкви страдали от таких ран. Во-вторых, нет причин считать, что эти раны как бы упали с неба. Иначе нельзя объяснить, почему прошло более двенадцати столетий между гибелью Христа и их первым появлением. Едва ли можно утверждать и то, что стигмами были отмечены лишь набожные и достойные: в одном из самых известных недавних случаев испанец по имени Клементе Домингес, которого отказались посвятить в сан католического священника, объявил себя Папой своей собственной еретической церкви и за это был предан анафеме.

    В самом деле общим для огромного большинства стигматиков является исключительно низкое мнение о самих себе, душевное заболевание или склонность к истерии и самоистязанию. Стигматичка из Неаполя Тереза Муско всю жизнь отличалась слабым здоровьем и перенесла более ста операций за недолгие годы до преждевременной смерти, предсказанной ею самой. (Она умерла в 1976 году тридцати трех лет от роду - примечательно, что именно в возрасте Христа.) При жизни Тереза обычно называла себя "кучей навоза", а в ее дневнике часто появлялся призыв: "Господи, используй меня как половую тряпку!" Тереза Ньюман уверяла, что в юном возрасте дважды чуть не была изнасилована, теряла на время зрение и страдала от судорог после полученной травмы головы, и утверждата, что более тридцати лет питалась одними просвирами и вином, которые ей давали во время причастия. Ее подозревали в нанесении себе стигм. Еще любопытнее случай со стигматичкой-англичанкой Джейн Хант. Следы Страстей Господних у нее стали появляться в 1985 году после череды выкидышей и исчезли после удаления у нее матки в 1987 году.

    Весьма показателен тот факт, что - как было убедительно доказано - в большинстве случаев стигматики начинали с нанесения самим себе пяти ран. Отец Герберт Тэрстон, иезуит, специализирующийся на физических феноменах мистицизма, считает, что после Святого Франциска не было ни одного полностью правдоподобного случая появления стигм. Знаменитая стигматичка-испанка XVI века Магдалена де-ла-Крус, благодаря частому самоистязанию и эффектным стигмам ставшая фавориткой двора, в конце концов призналась, что сама себе наносила раны. Современница Магдалены португалка Мария де-ла-Визитасьон также была бы разоблачена как мошенница, когда ее подруга монахиня подглядела в щель двери в ее келью, как она рисовала рану от гвоздя на своей руке, не убеди она пришедшего к ней с мылом настоятеля в том, что любое прикосновение к ее ранам причиняет ей неимоверные мучения. Подобным же образом известный уже нам Иецер, который уверял, что несколько раз испытал явления полтергейста и ряд религиозных видений в своей келье, и в присутствии которого лила слезы икона Богородицы, признался в 1507 году, что его стигмы были подделкой. Вследствие этого четыре монаха из его монастыря были сожжены на костре, а Йецер избежал смерти только потому, что мать сумела тайно передать ему женскую одежду, переодевшись в которую, он ухитрился выбраться из камеры смерти.
Так что это такое - стигмы? Судя по имеющимся свидетельствам, речь, по сути, идет о психологическом состоянии, проявления которого определяются ожиданиями самих стигматиков. Отвращение к самому себе, желание привлечь внимание к себе и низкое мнение о самом себе вполне могут побудить несчастного изувечить себя. Не имея за спиной нескольких веков широко распространенной иконографии христианской традиции, большинство стигматиков скорее всего наносили бы себе увечья не столь систематичным и менее символичным образом.

    Такой вывод отнюдь не лишает феномен стигм его загадочности. Если отбросить откровенный обман, у нас останется большое количество стигматиков, которые, похоже, занимались осознанным или неосознанным самоистязанием, возможно, в измененном состоянии сознания, вызванном добровольным голоданием или чрезмерным увлечением молитвами. В таких случаях исследователи вроде Гаррисона уверяют в наличии существенных доказательств того, что первоначально нанесенные раны могут появляться вновь самопроизвольно, по-видимому, психосоматическим образом, и обычно в такие знаменательные дни, как Страстная пятница.

    В XIX веке два врача Варломон и Крок заключили в стеклянный цилиндр руку французской девушки по имени Луиза Лато (она получила стигмы через пять лет после того, как ее растоптала корова, отчего ее замучили внутренние гнойники). В течение суток "в нижней части цилиндра образовалась лужа из жидкой крови... На тыльной стороне ее ладони появились сгустки свернувшейся крови - черные,
394 твердые, словно приклеенные... Они образовались на ране около полутора сантиметров в длину и пяти миллиметров в. ширину. Эпидерма исчезла, а дерма была тускло-красного цвета". И более недавний случай: итальянку Доменику Ло Бинко снимали на видеопленку в лаборатории, когда у нее в состоянии транса, казалось, спонтанно появилась стигма на одной руке.

    Это последнее доказательство представляет особый интерес, и вот почему: обычно Ло Бинко предъявляла свои стигмы по Страстным пятницам, в лаборатории же раны появились в обычный день - похоже, она убедила себя, что он праздничный. Это свидетельствует, что Гаррисон мог быть прав, когда предположил, что некоторые случаи появления стигм можно объяснить психосоматическими причинами, или, иными словами, силой внушения.

    Йен Уилсон - еще один авторитет в этой области - связывает появление стигм с психосоматическим заболеванием. В 1951 году английский врач А.А. Мейсон использовал внушение под гипнозом для лечения врожденного кожного заболевания, от которого кожа пациента выглядела неприглядно, как у пресмыкающегося. После десятидневного курса состояние различных частей кожного покрова больного улучшилось на 50-95 процентов. Другой врач -Рэймонд Моуди - описал в 1946 году одного пациента, которого сослуживцы по армейскому подразделению часто привязывали веревками, чтобы помешать ему ходить во сне. Когда он находился под наблюдением Моуди, у него время от времени появлялись на коже рубцы и борозды, соответствующие следам веревок. А недавно американец Р.Д. Уиллорд,
который "слегка загипнотизировал" двадцать две женщины, добровольно согласившиеся на этот эксперимент, и попросил их вообразить, что их груди стали "приятно теплыми", сообщил позже, что девяти женщинам пришлось после этого опыта покупать бюстгалтеры большего размера.
Тут важно заметить, что, какой бы привлекательной ни была идея самовнушения, наука не очень-то благосклонно относится к подобным случаям, и совершенно непонятен точный механизм того, как мозг может прямо воздействовать на тело. Тем не менее нет сомнений в том, что такой механизм - если он когда-либо будет обнаружен - мог бы помочь объяснить целый ряд странных явлений.



Вернуться к разделу "Непознанное"



 

© Copyright 2004 - Копирование материалов настоятельно рекомендуется!
По всем неполадкам обращаться к разработчику cайта

 

Hosted by uCoz