Многое о многом

Главная :: Об авторе :: Новости :: Ссылки :: Форум :: Гостевая


 

 Психология

 Непознанное

 Эзотерика

 Тайные знания

 Культы

 Мифология

 Библиотека

 

Аватара
Материалы из книги "Мифы народов мира. Энциклопедия"

    ABATAPA (др.-инд. avatara, "нисхождение"), в индуистской мифологии нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо ради "спасения мира", восстановления "закона" и "добродетели" (дхармы) или защиты своих приверженцев (Бхаг.-г. 4, 7-8), при сохранении божеством частично божественной природы и приобретении им отчасти земной природы. Зарождение представления об А. засвидетельствовано в брахманах. Согласно "Шатапатха-брахмане",Праджапати однажды воплотился в вепря и поднял на клыках землю из мирового океана (XIV 1,2,11), а в другой раз - в черепаху, которая породила все живые существа (VII 5,1,5). В той же "Шатапатха-брахмане" (I 8,1) Праджапати воплощается в чудесную рыбу, которая спасает пер-вочеловека Ману от всемирного потопа. 

 

    Миф об аватарах всех богов во главе с Нараяной, сошедших на землю ради её избавления от бесчинства данавое, ракишсов, гандхарвов и змей, рассказан в "Махабхарате" (I 58-59). По мере того как доминирующее положение в индуистском пантеоне стал занимать Вишну, представление об А. связывается по преимуществу с его именем. В "Махабхарате", "Рамаяне", а затем пуранах, где учение об А. приобретает каноническую форму, изложены мифы о многочисленных А. Вишну, среди которых общепризнанными и наиболее чтимыми являются десять:


    1) Матсья ("рыба"). В своей первой А. Вишну замещает Праджапати в брахманической легенде о потопе. Согласно "Махабхарате" и пуранам, воплотившись в рыбу, Вишну спасает от потопа седьмого Ману - Вай-васвату, а также многих риши и семена всех растений, которые Ману берёт с собой на корабль. По версии "Бха-гавата-пураны", Вишну в этой А. также убивает демона Хаягриву и возвращает похищенные демоном четыре веды.


    2) Курма ("черепаха"). Ранняя версия этой А. засвидетельствована в "Шатапатха-брахмане" и отражает архаические представления о черепахе как космогонической силе. В вишну-итских версиях мифа Вишну в виде черепахи погружается на дно молочного океана, чтобы спасти погибшие во время потопа ценности. Боги и асуры устанавливают на черепахе гору Мандару в качестве мутовки и, обмотав вокруг неё змея Васуки (см. Ше-ша), начинают пахтать океан, из которого добывают напиток бессмертия амриту, богиню Лакшми, луну, апсару Рамбху, корову желаний Сурабхи и некоторые другие священные существа и предметы.


    3) Вараха ("вепрь"). Брахманическая легенда о Праджапати-вепре и в данном случае отнесена к Вишну. Чтобы спасти землю, которую демон Хираньякша утопил в океане, Вишну воплотился в вепря, убил демона в поединке, длившемся тысячу лет, и поднял землю на своих клыках.


    4) Нарасинха ("человек-лев"). В этой А. Вишну избавляет землю от тирании демона Хираньякашипу, который получил от Брахмы дар неуязвимости. Хираньякашипу жестоко преследовал своего сына Прахладу, ревностного почитателя Вишну; Вишну, приняв облик получеловека-полульва, явился на помощь своему приверженцу и растерзал когтями демона.


    5) Вамана ("карлик"). Царь дайтьев Бали благодаря своим аскетическим подвигам получил власть над трилокой - тремя мирами (небом, землёй, подземным миром) и подчинил богов. Вишну в облике карлика предстал перед Бали и попросил у него столько земли, сколько сможет отмерить своими тремя шагами. Получив согласие дайтьи, Вишну первыми двумя шагами покрыл небо и землю, но от третьего шага воздержался, оставив Бали подземный мир - паталу. В основе этой А. лежит космогонический миф "Ригведы" о трёх шагах с Вишну (I 22,17; I 154; I 155,4 и др.). 


    6) Парашу рама ("Рама с топором"). Воплотившись в сына брахмана Джамадагни - Парашураму, Вишну истребил множество кшатриев и освободил от их угнетения варну брахманов. 


    7) Рама и 8) Кришна - главные А. Вишну, ставшие независимыми объектами важнейших индуистских культов и обладавшие собственной разветвлённой мифологией. 


    9) Будда. В А. Будды Вишну соблазняет нестойких в вере отказаться от религиозного долга и почитания, вед и тем самым обрекает их на гибель (Вишну пур. 3,17-18). Воплощение Вишну в Будду отражает попытку интерпретации индуизмом учения Будды и включения его образа . в индуистский пантеон.

 
    10) Калки ("белый конь"). Вишну, сидя на белом коне, со сверкающим , мечом в руке, истребляет злодеев, , восстанавливает дхарму и подготов ляет грядущее возрождение мира. Это единственная "будущая", мессианистская А. Вишну, и произойдёт она согласно мифологической хронологии, · в конце калиюги, современного исторического периода.


    Наряду с А. Вишну в индуистской мифологии известны и А. Шивы (главным образом в виде аскета и наставника в йоге) насчитывается 28 его , но они не приобрели такого же значения, как А. Вишну. 

 



    


Аватары Вишну. 1. Вараха. Камень, в в. Удаягири. 2. Вараха. Гранит. 7 в. Махабалипурам. 3. Нарасинха. Камень. 8 в. Эллара,
храм Кайласанатха


Вернуться к разделу "Мифология"



 

© Copyright 2004 - Копирование материалов настоятельно рекомендуется!
По всем неполадкам обращаться к разработчику cайта

 

Hosted by uCoz