Многое о многом

Главная :: Об авторе :: Новости :: Ссылки :: Форум :: Гостевая


 

 Психология

 Непознанное

 Эзотерика

 Тайные знания

 Культы

 Мифология

 Библиотека

 

Аид
Материалы из книги "Мифы народов мира. Энциклопедия"

    АИД, Гадес ( букв, "безвидный", "невидный", "ужасный"), в греческой мифологии бог - владыка царства мёртвых, а также само царство. А. - олимпийское божества, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона (Hes. Theog. 455), с которыми разделил наследие свергнутого отца (Нот. II. XV 187 - 193). А. царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть - с А. (Нот. Hymn. V 445-447). Гомер называет А. "щедрым" и "гостеприимным" (V 404, 430), т. к. смертная участь не минует ни одного человека; А.- "богатый", именуется Плутоном, т. к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. А. - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина (Нот. II. 484-485) и герой Персей, добывая голову Горгоны (Apollod. II 4, 2). 

 

Аид и Персефона. Фрагмент росписи
краснофигурного килика. Ок. 430 до н..э.
Лондон, Британский музей.

 

    Свидетельством возросшей самостоятельности и дерзости героического поколения в эпоху классической олимпийской мифологии является поединок А. и Геракла, в котором Геракл ранит А. (II 7, 3). Его исцеляет божественный врачеватель Пеон (Horn. I1. V 395 - 403). Геракл похищает из царства мёртвых А. пса - стража А. (Нот. П. VIII, 367, Od. XI 623). А. был обманут также хитрецом Сисифом, покинувшим однажды царство мёртвых (Soph. Phi-loct. 624-625). Орфей очаровал своим пением и игрой на лире А. и Пер-сефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из царства A.; Verg. Georg. IV 454 след.; Ovid. Met. X 1-63).
В греческой мифологии олимпийского периода А. является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - "подземным" (Hes. Opp. 405) и "спускающимся вниз" (?????? ?????; - Aristoph. Pax. 42, Hymn. Orph. XV 6). А. не приносят жертв, у него нет потомств'а и даже жену он добыл незаконным путём. Его побеждает Геракл, т. к. он второстепенное божество. Однако А. внушает ужас своей неотвратимостью. Напр., Ахилл готов быть скорее подёнщиком на земле у бедного крестьянина, чем царём среди мёртвых (Horn. Od. XI 489 - 491). Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об А. ("Разговоры в царстве мёртвых", имеющие истоком, видимо, "Лягушек" Аристофана). Согласно Павсанию (VI 25, 2), А. нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям. А. именуется также пространство в недрах земли (Нот. П. XX 61-65), где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес. Представление о топографии А. усложнялось с течением времени. 

 

 

Аид ц Персефона. Рельеф аз Локр. Терракота.
470-460 до н. з. Реджо-ди-Калаврия,
Национальный музей.

 

    Гомеру известны: вход в царство мёртвых, который охраняет пёс - страж А. (VIII 365 - 369) на крайнем западе ("запад", "закат" - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю (Нот. Od. X 508), асфоделевый луг, где блуждают тени умерших (XI 537 - 570), мрачные глубины А. - Эреб (XI 564), реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон (X 513-514), тартар (Нот. П. VIII 13 - 16). Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий А., реку забвения Лету, перевозчика мёртвых Харона, трёхглавого пса Кербера (Verg. Aen. VI 295-330, 548-551). Суд над мёртвыми вершит Минос (Horn. Od. XI 568-571), в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса (Plat. Gorg. 524 а). Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом (Horn. Od. XI 576 - 600) в тартаре - как части А. нашло место у Гомера (в поздних слоях "Одиссеи"), у Платона (Phaed. 112а-114с), у Вергилия. Подробное описание царства мёртвых со всеми градациями наказаний у Вергилия ("Энеида" VI) опирается на диалог "Федон" Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге "Одиссеи" намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души (Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, 1957, с. 23 - 25). Гомер называет также в А. место для праведников - елисейские поля или элизиум (Нот. Od. IV 561 - 569). Об "островах блаженных" упоминают Гесиод (Орр. 166 - 173) и Пиндар (Ol. Il 54-88), так что разделение Вергилием А. на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции (Verg. Aen. VI 638-650, 542 - 543). С проблемой А. связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе
богини Дике, действии закона неотвратимости. 



Вернуться к разделу "Мифология"



 

© Copyright 2004 - Копирование материалов настоятельно рекомендуется!
По всем неполадкам обращаться к разработчику cайта

 

Hosted by uCoz