Многое о многом

Главная :: Об авторе :: Новости :: Ссылки :: Форум :: Гостевая


 

 Психология

 Непознанное

 Эзотерика

 Тайные знания

 Культы

 Мифология

 Библиотека

 

Что такое ЭЗОТЕРИКА?
Материалы из книги "Эзотерика"

Автор: Вульфинг фон Рор

    


    Согласно словарю из серии "Дуден", первоначально это происходящее из греческого языка понятие означало тайное учение, доступное только посвященным. С истинной эзотерикой всегда связано нечто сокровенное, сообщавшееся лишь немногим. Эти люди должны были предварительно пройти через длительное обучение или самосовершенствование.  

    Наставления в эзотерических учениях, как правило, даются в устной форме, так же происходит передача основных принципов, их толкований и традиций. Термин "эзотерика" может иметь и противоположное значение - то, что из тайного стало общедоступным. Отсюда следует логическое заключение: изложение эзотерических знаний в книгах или прочей продукции масс-медиа противоречиво по сути. В наше время каждый может приобрести книгу эзотерического содержания за пару марок.
Правда, в современном языке понятие "эзотерика" осмысляется и употребляется иначе. Сегодня под ним подразумевается широкий круг проблем, которые отчасти попадают под такие определения, как "Нью Эйдж", оккультизм, мистика, магия, расширение сознания, альтернативная медицина, пограничные науки, комплексное мышление, холистическое представление о мире, метафизика и т. д. Некоторые области знания, упомянутые в данной книге, ранее относились к эзотерическим учениям. 
 

    Передача такой информации позволялась лишь немногим учителям; получить их наставления могли только избранные ученики. В своей книге я предполагаю следующее значение термина "эзотерика": это пути и методы развития личностного сознания, приобщения к всеобъемлющему мировому знанию и достижение здоровья человеческого тела, ума и души в совокупности с определенным способом изложения этой методики. Эзотерический подход существенно отличается от прочих подходов к тем же проблемам: он неортодоксален по отношению к господствующей мировоззренческой системе. Эзотерические постулаты выпадают из рамок общепринятой системы познания, они пока (еще) не являются (больше) привычной обыденностью жизни. Я говорю "больше не", имея в виду астрологию, алхимию или метафизику, основанную на природных средствах, - дисциплины, когда-то преподававшиеся в университетах Европы. "Еще не" уместно в тех случаях, когда мы обращаемся к холистической модели мира, конструктивному мышлению или неевропейскому знанию, такому, как йога или Аюрведа.

    Для меня "эзотерика" - - довольно неточное и затасканное понятие, определяющее человеческую деятельность, образ мыслей, способы лечения и связь с энергией творчества. Эзотерика в своих объяснениях не основывается лишь на рациональном анализе, логическом мышлении и материалистическом восприятии мира и человека, при том, что эти методы познания очень важны, - я сам признаю их ценность! - но насколько роковой могла бы оказаться абсолютизация этих функций левого полушария, убежденность в том, что только с их помощью возможно достижение высшего знания и счастья. Зоны правого полушария также обладают "гибкими" свойствами, позволяющими постичь скрытый смысл жизненных процессов, - интуицией, аналитическим и ассоциативным мышлением и т. д.
Более того, путь к истинному и всеобъемлющему пониманию может быть достигнут тогда, когда будут развиты качества, не имеющие отношения к функциям полушарий, - - миролюбие, сочувствие и любовь. Эзотерика означает для меня прежде всего отрицательную частицу, заставляющую скрыться в расплывчатых, доступных мечте и сновидению или совсем неясных, туманных измерениях и не иметь больше ничего общего с "реальным" миром.

    Определение истинной эзотерики дал мой уважаемый и любимый учитель, младший государственный секретарь индийского правительства, мастер медитации, исполненный внутреннего света и вдохновенный поэт Сайт Даршан Сингхджи, определивший ее как "позитивную мистику", при этом уточнив, что "негативная мистика" рассматривает мир как нечто дурное или иллюзорное. В таком случае кажется оправданным или даже необходимым оградить себя от этого мира, отказаться от семейных и общественных обязательств и провести остаток жизни в стороне от повседневности, в ските отшельника, постигая тайны своего "я" и спасая свою душу или приближаясь к просветлению. Сант Даршан Сингхджи противопоставляет такой позиции принципы "позитивной мистики", согласно которым очень важно развитие физического и духовного потенциала человека с пользой для общества. Вместе с тем личность посвящает часть своего времени и отдает свою энергию выяснению духовных истин, пытаясь ответить на вопросы: "Откуда я пришел?", "Почему я здесь?" и "Куда мне идти?"
Я присоединяюсь к этой характеристике эзотерики. Речь идет не о замене недостоверной или неудовлетворительной религиозной, естественнонаучной, философской или психологической картины мира иной, обоснованной эзотерически.

    Занятия эзотерикой должны расширять наши взгляды, совершенствовать наши знания, развивать наши способности. Таким образом, эзотерика не стремится занять место разума, науки, ответственности перед обществом и т. д. Мы создаем представление о самих себе и углубляем свое понимание мироустройства при помощи расширенных, в том числе иррациональных, методов познания через приобретение универсального опыта. Это делает нашу жизнь богаче; она обретает наполненность.

    Мы ничего не исключаем из круга решаемых проблем, наша цель - найти новые пути для объяснения и помощи.
У истолкованной таким образом эзотерики есть черта, которую мы до сих пор с ней не ассоциировали, - безопасность.
Однако эзотерика, как любая область знания и каждый метод познания, имеет свои границы и опасности. Уже из названия главы следует, что речь об этом пойдет в нашей книге.
"Хорошо знать, куда идешь" - эти программные слова японского поэта Басе,  отдаленно напоминают слова Гете: "И если бы не было око солнцу подобно, не смогло бы оно солнце узреть". Оба поэта-философа говорят о том, что исходный пункт и цель, наблюдатель и объект его наблюдения имеют нечто общее - то, что их связывает. Тот, кто имеет цель хотя бы перед внутренним взором, знает, в каком направлении ему лучше двигаться. Представляя себе нечто, человек знает это постольку, поскольку входит с ним в резонанс.
Как смогли бы мы узнать запах розы и, может быть, найти его особенно приятным для обоняния, никогда в жизни не встречавшись с этим запахом?  

    Иными словами, тема нашей книги означает: как мы могли бы проникнуть в тайны жизни, если в нас самих до сих пор не существует основы для понимания и познания, если мы сами не являемся частью тайного? В этом отношении самопознание - особенно важный шаг к самосовершенствованию и ответу на вопросы, которые связаны с жизнью, миром и творением, которые мы рассматриваем как окружающую реальность.
"Человек, познай себя сам" - этот важный совет, это серьезное требование было помещено над храмом оракула в Дельфах, к которому стекались люди со всего света с тем, чтобы получить ответы на мирские и духовные вопросы.
Тема нашей книги определяется также библейским изречением: "...ищите, и найдете; стучите, и отворят вам!"
В этом смысле наша книга могла бы оказаться для вас полезным путеводителем, который, конечно, не призван заставить вас отказаться от собственных убеждений и достижений.

    Для некоторых людей все, что связано с эзотерикой, представляет собой красную тряпку, повод для раздражения. К сожалению, к их числу принадлежат и церковные деятели, и научно образованные, критически мыслящие реалисты. Церковь часто забывает или не желает замечать того обстоятельства, что большая часть вопросов сегодняшней эзотерики когда-то входила в круг их собственных интересов: поиски смысла жизни и мысли о собственном существовании актуальны всегда и занимают не только верующих. Мировые религии ранее и теперь знали о каждой области антропологии и мировоззрения, превышающей понимание, основанное на очевидности. К ним, в частности, относятся астрология, алхимия, а также многочисленные направления природной медицины. Современный читатель при этом может вспомнить о вновь открытой "медицине Хильдегарды" *

    Наши реалистично настроенные ближние, которые рассматривают эзотерику как возвращение к средневековым суевериям, выпускают из виду то, что обычно самые современные, естественно-научно обоснованные знания существуют лишь до тех пор, пока не сделаны новые открытия. Несколько столетий люди верили - "верили", а не знали! - что мир работает как огромный часовой механизм; Ньютон совершил прорыв к науке, ориентированной на экспериментальную и материальную действительность. Это было переворотом, как возражение тем, кто утверждал, что Земля находится в центре мироздания. (Для людей Земля, несомненно, остается центральным объектом их мира, но этого нельзя утверждать, избрав точкой наблюдения космос.) Оказалось, что любой взгляд неизменно зависит от позиции наблюдателя. И ограничение мира материалистическими, рационалистическими исследованиями подобно тому, которое ранее устанавливали церковные догмы.

    В медицине действует принцип: "Прав тот, кто излечился". Пожалуй, нечто подобное можно сказать об эзотерике. Если занятия эзотерикой помогают людям, а эзотерические взгляды делают нас лучше - - знающими, открытыми, активными в созидании и общественной жизни, возможно, более мудрыми, тогда эзотерика - тот предмет, знакомство с которым того стоит.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Хильдегарда Бингенская (1098—1179) -- христианский мистик и писательница, аббатиса основанного ею мона­стыря близ Бингена.


 

 

 

 

Вернуться к разделу "Эзотерика"



 

© Copyright 2004 - Копирование материалов настоятельно рекомендуется!
По всем неполадкам обращаться к разработчику cайта

 

Hosted by uCoz