Современное естествознание всеми силами стремится изучить природу, овладеть ею и научиться ею пользоваться (многие говорят также: эксплуатировать). С одной стороны, это привело к удивительным теоретическим открытиям и их практическому применению. Успехи физики и астрофизики, постижение законов тяготения и движения небесных тел явились основой для полетов в космос, которые не были бы в свою очередь возможны без открытия компьютера и т. д. С другой стороны, однако, побочные действия этих высоких технологий не менее значительны: загрязнение окружающей среды выхлопными газами и распространяющее излучение атомное топливо, необходимое для получения энергии, отход от общечеловеческих ценностей и растущая дезориентация, тенденции к коммерциализации общества, которое строится на основе включения в рыночную сферу достижений науки, и т. д. Все это представляется ценой, которую платит человечество за научный "прогресс".
В отличие от всего этого, алхимия была древним всеобъемлющим и систематическим знанием, которое стремилось найти связь с внутренней сущностью природы, познать ее и посредством этой связи научиться пользоваться природой без того, чтобы ее эксплуатировать. Для этого люди пытались понять и воспроизвести "превращения" природы, которые проявляются, например, в превращении семян в растения, цветы и фрукты или в перевоплощении угля в алмазы. В природе из "низкого" может возникнуть "высокое"; то же самое долж но быть под силу и человеку, как при его занятиях с внешними проявлениями природы, так и в его собственном духовном развитии. Философский камень и Эликсир жизни ("Aurum potabile", Питьевое золото) являются ключевыми понятиями в алхимии, которые в зависимости от их понимания описывают вещественную или духовную действительность. Они считались высшими целями работы с внутренней сутью природы.
Преобразовать металл в золото, достичь бессмертия тела - подобные внешние цели алхимии, естественно, притягивали к себе множество шарлатанов, которые ловко использовали эти, отнюдь не тайные желания людей. Духовное бессмертие, "просветленность" и развитие творческих сил во имя пользы человека и земли - таковы были цели истинных алхимиков. К этим идеалам стремилось гораздо меньшее число людей.
Для алхимии большую роль играют семь герметических принципов. Это принципы духовности, соответствия, колебания, полярности, ритма, причины и следствия, принцип пола.
В античные времена существовало постоянное взаимное обогащение между алхимией и религией, медициной, искусством, философией, каббалистикой и астрологией. Кстати, на мой взгляд, возникновение аюрведической медицины (так, как я ее описал, например, в книге "Индия: магические путешествия"), имеет алхимические истоки.
Во введении к своей книге "Алхимия" автор Хельмут Гебеляйн ясно высказывает свою точку зрения: "Алхимия всегда была тем, что сегодня
обозначается как "целостная" наука. Она включала в себя религию, искусство и науку... Согласно Гермесу Трисмегисту, легендарному основателю алхимии, выражение "герметическая философия" равнозначно термину "алхимия"... Алхимия была не только предшественницей химии, хотя химия и является одной из ее дочерей, она была главным методом научного познания вплоть до XVIII в.".
Другое его высказывание утверждает, что "процесс самопознания и лабораторная работа неотделимы друг от друга. Успех в лаборатории показывает прогресс индивидуальности, а прогресс индивидуальности ведет к успеху в лаборатории. Однако наряду с руководством адепта и упорным трудом для успеха необходима также и милость Господня".
В конце книги Гебеляйн отвечает на вопрос, для чего нужна алхимия: "Задачей человека, согласно Парацельсу, является совершенствование природы и общества. Человек - общественное существо и принимает решения, которые влияют на будущее общества и человечества... Как в алхимии, так и в психоанализе эта ответственность одного человека за все общество, равно как и формирование человека под влиянием общества, является основой всех изменений, которую можно постичь только с помощью работы над собой".
Американский автор Джон Лэш в книге "The Seekers Handbook" в качестве резюме пишет об алхимии: "Алхимия столь же увлекательна, сколь и недоступна. Среди всех сокровищ античной мудрости ее наиболее сложно вновь возродить к жизни, и все же она носит в себе неисчислимые внутренние возможности того, каким образом можно достичь жизни в гармонии с природой".
Шансы и границы
Я недостаточно занимался практической алхимией для того, чтобы иметь право с чистой совестью давать указания и определенные практические рекомендации. Все это вы найдете в книгах, в частности, названных авторов.
Вернуться
к разделу "Эзотерика"